Я понял: не хочу писать репортаж. И не буду.
Мне комфортней и, я считаю , полезней поразмышлять.
Я поехал в Ухту именно на 25-летие ухтинского отделения Комитета спасения Печоры. Уже на месте узнал, что намечается неслабая встреча.
Название конференции – «Экологические проблемы Ухты и пути их решения. 25-летие ухтинского отделения общественного движения «Комитет спасения Печоры»»
Если б я знал, я бы подготовился: есть мнение, что мне доставляет особое удовольствие квалифицированно «пинать по почкам» Лукойл. Это уже не так. Скучно и однообразно. Лукойл вчера «пинали» без меня , причём, мне кажется, по схеме , удовлетворяющий сам Лукойл.
Центральной библиотеке Ухты удалось немыслимое – собрать непримиримых уже спорщиков.
Меня в таких встречах радуют новые лица и хорошо забытые старые, незамыленный взгляд, новые аргументы – пища для ума (я не сомневаюсь , что он у меня есть, в смысле – ум).
О том, что тронуло и напишу.
Начало не предвещало бури.
Открытие
Артемьев Пётр Петрович – первый зам руководителя администрации МОГО «Ухта»
Ни слова не помню, наверно – Добро пожаловать и всё такое.
Роман Полшведкин – теперь первый зам министра промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта РК. Вступительное слово.
Определённо, присутствие Романа Викторовича было важным. Говорит он интересно, дипломатично. И, на мой взгляд, пережитое приключение (упразднение министерства природных ресурсов, увольнение и т.п.) пошло ему на пользу. Повзрослел, что ли.
Толпекина Галина Викторовна – руководитель Ухтинского горкомитета по охране окружающей среды об ухтинских ООПТ, свалках. Ну да, есть свалки и ООПТ.
Екатерина Руденко – депутат Госсовета РК опасается возобновления планов по строительству ПЗРО.
С Екатериной категорически не согласен Копейкин Валерий Александрович, доктор геолого-минералогических наук, профессор УГТУ, координатор ухтинского отделения «Комитета спасения Печоры». По его мнению, ПЗРО-благо.
Многолетний спор Руденко – Копейкин (я бы даже сказал народ против авторитетов в науке) , мне кажется, требует пары слов.
Началось это ещё с момента создания инициативной группы «Ухта против радиоактивного новостроя». Я три раза присутсвтвовал при их столкновениях. Точек достижения консенсуса не усматривается.
И мне кажется, Екатерина растёт. Её позиция набирает новые аргументы, её взгляд шире (в соответствующих законах она разбирается до букв и точек.)
Считаю аргумент Валерия Александровича, что только специалисты должны это решать и особенно «Покажите мне ваши дипломы» не научным, ошибочным с точки зрения логики (апелляция к авторитету). На мой взгляд, людям достаточно житейских знаний, чтоб решать свою судьбу.
И, наверно, нам всем в Комитете спасения Печоры надо прекращать заниматься природоохранной деятельностью – нет у нас экологических дипломов.
Ну так, я думаю есть всем , о чём подумать.
Большаков Василий Николаевич – начальник охраны окружающей среды и энергосбережения ООО «Газпром трансгаз Ухта» – о постах контроля качества атмосферного воздуха.
Важно! Город не имеет собственной системы контроля качества атмосферного воздуха и беззащитен перед потенциальными загрязнителями (УНПЗ и другие). Нет информации – нет реагирования.
Ющенко Ирина Владимировна (активист ухтинского отделения Комитет спасения Печоры) о проблемах лесов и зелёных насаждений МОГО Ухта.
Уже почти родной Макаров Сергей Геннадьевич, замгендира ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по связям с общественностью.
Прочитав заголовок . можно было не слушать, дабы не впадать в когнитивный диссонанс (что на экране и что реально на промыслах) чем я и воспользовался. Предался менее опасному процессу потребления никотина.
Мне кажется тексты докладов ЛУКОЙЛ Коми не меняются с 2006 года (только меняются цифры – уплачено налогов, денег на экологию, денег по договорам социального партнёрства). Ну и традиционно – нам досталось тяжёлое наследство.
И ещё, на мой взгляд, ростки доверия к Лукойлу лично у меня были убиты 12 сентября 2016, когда Лукойл «сорвал» трёхсторонyюю встречу в Сыктывкаре (КСП, госорганы, Лукойл-Коми). Можно гадать кто их попросил? то ли «гэбня кровавая», то ли Гапликов в преддверии выборов, но я зарёкся переносить даты путешествий ради диалогов с Лукойлом.
«Я вам расскажу сказочку, дети» (мысль моя)
Кислых Алексей – замгендира по производству ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепераработка» (Ухтинский НПЗ, кто не знает). Всё прекрасно.
с 2014 года контроль состояния атмосферного воздуха ведётся в 16 точках на границе завода.
На вопрос, что за периодически загазованность в городе , – не мы. (к вопросу о беззащитности города).
Ольга Владимировна Мехонишина – врач-онколог ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника» о статистике онкологических заболеваний в Ухте и районе.
Цифр не помню. Я залюбовался. Простим меня? Я живой человек.
Статистика ведётся в целом по МОГО «Ухта». не выделяются отдельно Ярега , Водный.
Это новое! Никогда я не помню, чтоб в наших заседаниях присутствовали медицинские работники. А ведь, по сути, нам с этого надо начинать.
Но нам никогда не удавалось получить официальную медицинскую статистику (кроме общедоступного госдоклада Роспотребнадзора).
Странно, разве у нас с Минздравом не одинаковые цели в части профилактики заболеваний?
Как объяснила Ольга Владимировна, причин онкологических заболеваний много. Неблагоприятная окружающая среда не единственная.И установить причинно-следственную связь очень сложно – требуются многолетние наблюдения и исследования (вывод в моей интерпретации).
Делаю заметку – по возможности, всегда приглашать представителей медицины.
Важно! Сенин Станислав Валентинович, зав. отделением НГГЭ «Тимано-Печорский исследовательский центр» об экологических рисках, связанных со старым фондом скважин на территории МОГО «Ухта».
В ходе обсуждения выяснилось, что старые скважины ( они могут быть как с нефтью, радиоактивной водой, радиоактивной нефтью ) присутствуют и на местах застройки, огородах, по берегам рек. И они не контролируются ни кем.
И 4 старых скважины присутствуют и в границах планируемого ПЗРО (!!!!!!!).
Что может случится, когда Лукойл поднимет добычу нефти на Яреге в 5 раз, для чего увеличит количество закачиваемого пара и к каким последствиям это может привести, можно только предполагать.
Инвентаризацией этих скважин заинтересовался как Роман Полшведкин , так и представители ЛУКОЙЛ-Коми (неужели они в своих проектах это не учитывали?) Очень хорошо, что проблема вышла из тени кабинетов.
Цибулько Валентина Николаевна, руководитель ухтинского участкового лесничества о детском экологическом воспитании.
Об истории Комитета спасения Печоры и ухтинского отделения рассказала Галина Николаевна Преображенская – ответственный секретарь ухтинского отделения «Комитета спасения Печоры»
А о многолетних проблемах нефтяного освоения Яреги – Михаил Васильевич Третьяков, зам. координатора ухтинского отделения «Комитета спасения Печоры»
Незапланированно на претензию по опасности использования хлора ответил 1-й зам руководителя филиала ЗАО «СИТТЕК» Пётр Николаевич Кондрашин (если ошибся в имени , простите, на слух).
Договорить ему не дали злые «комитетчики», но мне показалось , он тоже не особо уважает нетехнарей, так что всё взаимно.
Я вот думаю, если водопроводчики отказались от использования хлора для обеззараживания воды, то почему руководство СИТТЕКа считает огромные объёмы хлора безопасными.
В этом месте должна быть моя фотография – проблему упразднения Минприроды Коми озвучил я .
Мне кажется, Ухта – яркий пример как в угоду интересам промышленников приносится в жертву природа, окружающая среда.
И ещё я посетовал на слабую активность жителей в общественных слушаниях опасных промышленных проектов (освоение Ярегского месторождения.).
Меня поддержала Екатерина Руденко. Остальные одобрительно (надеюсь) промолчали.
Всё закончилось вручением памятных дипломов и выражением желания руководства библиотеки стать площадкой для обсуждения экологических проблем Ухты.
Наверно, дам совет организаторам: жёсткая модерация и регламент – обязательное условие при таких непростых встречах.
А так , по моему глубокому убеждению, всё получилось неожиданно здорово и содержательно. Может это начало чего-то нового и полезного.
тексты докладов обещали разместить на сайте МУ «Центральная библиотека МОГО «Ухта»