Подневольный труд как могила для гения и таланта
Продолжая свою тему, хотел бы обратить внимание почтенной публики на еще очень важное обстоятельство.
Выдающийся деятель народного образования России Василий Порфирьевич Вахтеров писал:
«Социолог Новиков, пользуясь альбомом всех лиц, отличившихся на музыкальном поприще (всех композиторов, певцов, виртуозов, теоретиков гармонии) насчитал их около 240.
И ЭТО НЕБОЛЬШОЕ ЧИСЛО ЛИЦ, МОЖНО СКАЗАТЬ, СОЗДАЛО ВСЮ СОВРЕМЕННУЮ МУЗЫКУ.
Нельзя найти ни одного момента в истории человечества, когда не было бы нужды в появлении гения.
Сто лет тому назад во Франции одна десятина земли давала в среднем 45 пудов ржи. А теперь, благодаря агрономическим открытиям, она дает 175 пудов.
Чтобы изобретение новых машин облагораживало человеческий труд, а не оставляло людей без заработка, как теперь – это сделает гений организаторский.
Мы отстали от наших западных соседей в деле просвещения вообще и в деле профессионального образования в частности.
Стоит только пересмотреть кадры государственных, общественных и иных деятелей, и НЕПРЕМЕННО НАЙДУТСЯ НЕСУРАЗНОСТИ ПРЯМО-ТАКИ АНЕКДОТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА.
Когда вместо ленивых и неспособных деятелей, поставляемых из среды, РАЗВРАЩЕННОЙ ПРАЗДНОСТЬЮ, с уничтожением сословных привилегий, появился ПРИЛИВ ТАЛАНТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ ИЗ НАРОДА, то одно это дало небывалый толчок развитию страны во всех сферах жизни.
НАШИ ТАЛАНТЫ ГИБНУТ, не находя условий, необходимых ни для своего развития, ни своего призвания.
Они вынуждены всю жизнь посвятить НЕЛЮБИМОЙ РАБОТЕ и губить свои таланты.
Когда граф Д.А. Толстой (министр народного просвещения – А.Р.) в 1870-х годах вводил классическую систему в гимназиях, он в своем интимном кругу рассказывал, что доводы, излагаемые в «Московских ведомостях», предназначались для ШИРОКОЙ ПУБЛИКИ.
Сами же творцы системы руководились только одним главным соображением:
1860-е годы СЛИШКОМ РАЗГОРЯЧИЛИ УМЫ МОЛОДЕЖИ И ЧТОБЫ ОХЛАДИТЬ ЭТИ УМЫ, наиболее целесообразной системой признана классическая.
ТАКОВ БЫЛ ХИТРЫЙ ПЛАН – В САМОЙ ШКОЛЕ НАЙТИ ОРУДИЕ БОРЬБЫ С ПРОСВЕЩЕНИЕМ, НАЙТИ СРЕДСТВО К ЗАКУПОРКЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ МОЗГОВ.
И еще.
Для таланта и гения нужна обеспеченность в смысле насущного хлеба для того, чтобы заботы о пропитании себя и своей семьи не отвлекали его от своего призвания.
ГЕТЕ ГОВОРИЛ, ЧТО ОН, НАВЕРНОЕ, ПОГИБ БЫ, ЕСЛИ БЫ НЕ ПЕРЕЕХАЛ ИЗ ФРАНКФУРТА В ВЕЙМАР, где в то время герцог Карл-Август прославил свое маленькое герцогство тем, что давал величайшим талантам Германии средства к существованию.
Всякие осложнения, всякое отвлечение энергии в другую сторону и ОСОБЕННО ВЫНУЖДЕННЫЙ ПОДНЕВОЛЬНЫЙ ТРУД, ЭТО МОГИЛА ДЛЯ ТАЛАНТА.
А научный труд лишь в самых редких случаях может доставлять работнику необходимые материальные средства.
В российском народе скрыты неисчерпаемые сокровища таланта и гения, но ОНИ ГИБНУТ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ТОЛЬКО НИКТО НЕ ЗАБОТИТСЯ ОБ ИХ ОХРАНЕ И РАЗВИТИИ, А НАПРОТИВ НАЛИЦО СУЩЕСТВУЮТ УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ ТАЛАНТ И ГЕНИЙ ЗАДЫХАЮТСЯ».
Вахтеров В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование. М.: Издательство товарищества И.Д. Сытина, 1917, с.5-7, 9, 15, 19-22, 29.
«Новую Россию надо создавать в детях. Поэтому НАДО СТРОИТЬ ТАКУЮ ШКОЛУ, В КОТОРОЙ ДЕТИ ПОДГОТОВЛЯЛИСЬ БЫ К БУДУЩЕЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ РАБОТЕ, ВОПИТЫВАЛИСЬ В ДУХЕ СВОБОДЫ, САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ.
Надо уже в школе привить юному поколению определенные моральные, общественные ценности».
«Русская школа», 1917, №9-12, с.35.
И что еще очень важно.
Константин Михайлович Лепилов (1) говорил в своем докладе «Летняя школа» на Малмыжской уездной педагогической конференции Вятской губернии, проходившей с 27 марта по 3 апреля 1921 года:
«Предполагалось, что учительство проникнутое основной идеей новой школы, само поймет, какой характер должна принять работа в летней школе, само выработает себе план занятий, так сказать создаст тип новой школы.
А прошлось именно создавать, так как громадное большинство учительства не думало раньше по этим вопросам, не знакомо с постановкой его на Западе. А так как это большинство не обладает творческим даром и не уверено в своих силах и убеждениях, то и приходилось наблюдать полную растерянность.
В иных местах детей собирали только для завтраков, в других делали с ними прогулки в лес, в поле – собирали букеты цветов, собирали детей для работ по поливке огорода, а более активные устраивали классные занятия, на которых занимались чтением, разучиванием пьес, коллективными работами. Из одного этого видно, как различно понимались задачи летней школы.
БРОСИТЬ ИДЕЮ В НЕПОДГОТОВЛЕННУЮ МАССУ, ЗНАЧИТ ИСКОВЕРКАТЬ ЕЁ, ИСКАЗИТЬ».
(ГАКО, ф. Р-2920, оп.2, д.37, л.167-196).
Из всего этого видно, какая сложная работа в областях развития предстоит во всем мире, а, наверно, особенно в нашей стране.
Вопрос только: найдутся ли для этого силы…
Примечание:
(1)Константин Михайлович Лепилов, родился в рабочей слободе Ягодной, близ Казани, 27 мая 1879 года. Его отец был бондарем, из всех его детей образование удалось получить только младшему сыну Константину, рано проявившему свои способности.
Учился в Начальной народной школе и в Казанской художественной школе. По окончанию этой школы он получил звание учителя рисования и каллиграфии в средних учебных заведениях.
В 1901 году переезжает в Санкт-Петербург и поступает на Педагогические курсы при Академии художеств, которые он окончил в 1903 году. Одновременно, работая в мастерской Ильи Ефимовича Репина, Лепилов преподает рисование в школах: кадетском корпусе, реальном и коммерческом училищах.
В 1903 году начинает учёбу в Императорской Академии Художеств, где был зачислен в мастерскую И.Е. Репина.
В 1904 году вступает в «Общество учителей рисования», куда входили передовые педагоги-художники.
В 1907 году, после ухода Ильи Ефимовича в отставку, в мастерской Ф.А. Рубо пишет дипломные работы: «В крестьянском дворе» и «Молотьба лошадьми», ныне находящиеся в Государственном музее Республики Татарстан в Казани.
30 октября 1909 году К. М. Лепилову присваивается звание художника-живописца.
В 1909 году он приглашается преподавателем на «Курсы для подготовки преподавателей рисования в детских садах, приютах, начальных школах и домах». Ему поручается ведение курсов «Психологические основы детского рисования», «Иллюстративное рисование», «Приемы рисования с натуры» и «Лепка».
В 1910 году в «Художественно-педагогическом журнале» выходит статья К. М. Лепилова «О детских рисунках», где он пишет о своем исследовании рисунков крестьянских детей, что было первой работой по исследованию детского рисунка в России.
В 1912 году выходит его первая книга «Лепка в семье и школе». В дальнейшем, до 1923 года, вышла еще в двух изданиях.
С 1913 года начинает работать в качестве методиста на «Педагогических курсах Фребелевского общества». С этих пор и до конца жизни он вводит практику художественного воспитания дошкольников в детские сады.
В 1912 году входит в состав комиссии, представлявшей Россию на «IV Международном Конгрессе по художественному воспитанию, рисованию и прикладному искусству» в Дрездене. Привозит на Конгресс выставку рисунков учеников средних учебных заведений России.
После Октябрьской революции 1917 года принимает активное участие в строительстве новой школы. На основе многочисленных встреч с учителями он пишет книгу «Летняя школа» и много статей.
В 1919 году, спасаясь от голода в Петрограде, переезжает в город Малмыж Вятской губернии, где, вместе с другими приехавшими туда деятелями российского образования, открывает УЕЗДНЫЙ НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.
С 1921 года входит в состав преподавателей «Государственного Педагогического Института Дошкольного образования» в Петрограде, а затем работает проректором и ректором этого института, до его слияния с Пединститутом имени А.И. Герцена.
В 1923 году получает звание профессора по эстетическому воспитанию, назначается директором музея «Дошкольная жизнь ребёнка» (Ленинград, набережная реки Мойки, 48). Одновременно работает как педагог-художник в Ленинградском университете, Педагогическом Институте имени А.И. Герцена, в школах и детских садах Ленинграда.
В 1929 году выпускает книгу «Юным художникам», ставшую популярной на многие годы.
В 1934 году назначается директором Средней художественной школы при Ленинградской Академии Художеств и остается им до конца жизни.
С коллективом молодых преподавателей этой школы разрабатывает программу обучения детей рисунку, писания с натуры и композиции. Одновременно с обучением искусству одаренные дети проходили полный общеобразовательный курс средней школы. Процессы обучения искусству и школьным предметам в этой школе были увязаны между собой.
Как живописец, работал, в основном с натуры. Много путешествовал по СССР, возвращаясь с этюдами пейзажей, портретами заинтересовавших его простых людей, многочисленными набросками. Работы: пейзажи Самарканда, выполненные в конце 1920-х годов, Карелии (начало 1930-х), Пушкинских Гор, Смоленска, Кавказа, озера Селигер, Ленинграда и его пригородов. Художественные работы К. М. Лепилова представлены в музеях России: в Казани, в Пушкинском музее в Москве, в Краеведческом музее Карелии в Петрозаводске, в частных коллекциях.
В ночь с 4 на 5 октября 1941 года погиб под развалинами рухнувшего дома во время бомбардировки Ленинграда немецкой авиацией (биографическая справка о К.М. Лепилове подготовлена с использованием статьи в ВИКИПЕДИИ).
Первая публикация:
http://kontinentusa.com/podnevolnii-trud/
Александр Рашковский, краевед, 27 января 2017 года.