Прочитал шокирующий и сейчас широко обсуждаемый материал Даниила Туровского в "Медузе" про 25 лет школьного насилия над старшеклассницами в московской школе для одарённых детей. Есть гнусные, низменные, грязные стороны жизни, от знакомства с которыми многих тошнит. Тогда лучше не открывать его пространную статью, тем более что после прочтения остаётся много вопросов по поводу правды и лжи в комментариях участников и свидетелей событий. Для тех же, кого не пугают триллеры в кошмарном сочетании а-ля "Твин Пикс" и а-ля "Пусть говорят", но им недосуг изучать простыни текста, кратко передам содержание и поделюсь некоторыми своими соображениями. 

В московской школе (закрытой в 2015 году) обучались одарённые дети, принятые по результатам вступительных экзаменов, начиная с 7 класса. Численность учеников в образовательной организации была в десять раз меньше, чем в обычной столичной школе. Расследование Туровского, опирающееся на показания двух десятков потерпевших, говорит о том, что возглавлявшие учебное заведение директор и его заместитель являлись педофилами, на протяжении двух десятилетий совершавших развратные действия и насилие в отношении девочек. Сами педагоги отрицают свою вину. Сторона обвинения повествует о фактах, что завуч в школе совершенно открыто целовал, обнимал, ощупывал старшеклассниц, директор делал это скрытно, увозя их к себе на дачу. Описываются сцены, когда мужчины лезли к воспитанницам в спальные мешки в походах, в кровать во время выездных лагерей, мылись с ними в бане и даже занимались групповым сексом. Всё это противно писать, но у Туровского в стократ больше. Если они виновны, то своё слово скажут следствие и суд. Но, допустим, всё так и было - у вас не возникает недоумения относительно поведения многочисленных жертв?

Чем объяснить их молчание до момента, как заметил любвеобильный завуч, пока они "не стали 35-летними тетеньками"? Люди, далёкие от современной школы, обыкновенно формулируют посыл крайней зависимости ученика от учителя, мол, "власть его безмерна". Только если мы уделим внимание проблемам, повседневно обсуждаемым на педагогических форумах, то не сможем не заметить чуть ли не вселенского стона о беззащитности, бесправии учителя перед нынешним поколением недорослей. Мы увидим панический страх педагогов перед жалобами и кляузами родителей, направляемыми всюду, от управления образования до уполномоченного по правам ребёнка. В СМИ параллельно обсуждается увольнение Райво Штулберга за отказ агитировать в пользу правящей партии, а какие-то "отморозки" годами, невзирая на обострённый интерес правоохранительных органов к теме педофилии (например, репост воспитательницей Чудиновец трехсекундного ролика с обнаженным ребёнком столи ей 5 месяцев свободы), вытворяют нечто несусветное. Вам не кажется, что ситуация в отдельной московской школе с вызывающе беззаконной и аморальной деятельностью директора и завуча как-то уж очень диссонирует с общим положением, сложившимся в сфере школьного образования?

В материале Туровского я пытался найти объяснение парадоксальному явлению и обнаружил, пожалуй, два ключевых мотива "заговора молчания" со стороны жертв домогательств. Во-первых, им внушали, признаются они, что они - особенные и в будущем должны стать элитой страны. Во-вторых, им было интересно учиться, они стремились к знаниям и думали, что близость к руководству позволит лучше сдать экзамены.

Кого мы воспитываем, друзья? Ну, это же были подростки с разных концов столицы, из разных школ, из разных семей! Они убеждены, что ума и образования достаточно, чтобы стать элитой! Видать, можно принадлежать к лучшим с трусливым сердцем, червивой душой, подлой натурой? Наш психолог в вузе любила повторять, что с девушкой ведут себя так, как она позволяет. В каждом классе есть тихие, робкие девочки, но никто не смеет их обижать, они словно неприступная крепость. И попадаются те, которых парни зажмут в темном углу, а они повизгивают, словно свинки от скребка хозяина. Во многих отечественных фильмах можно наблюдать сцену, когда влюблённый мужчина, проявляя излишний порыв, нарывается на пощечину. А помните щемящий эпизод из кинокартины, когда уважаемый и стопроцентно положительный человек признаётся в любви молодой девушке, а та, потупив глаза, отвечает, что "любит одного мальчика"? Мальчиков они должны любить, мальчиков! И это норма была. А на каких примерах росли несчастные девчонки из "Лиги"? Из "Дом-2"? На примерах, как трясущие мошной старички выводят в свет юных любовниц? Как "звёзды" ТВ меняют мужей? Как кто-то выгодно торгует собой? 

Конечно, данный феномен усугубляется учительским авторитетом, психологическим давлением (если было, то, однозначно, подонков). Однако давайте вспомним Алису Селезнёву из фильма "Гостья из будущего" - мои ровесницы брали с неё пример. Доверять людям не означает быть доверчивой дурочкой. Космические пираты принимали облик вполне положительный, а зрители учились распознавать зло по поступкам. Вспомним Пеппи Длинный Чулок, которая одна, без отца, противостояла взрослым негодяям. С детства таких образцов должно быть много, если родители на самом деле заботятся о своем ребёнке! Ведь достаточно было одного смелого взгляда в глаза, нескольких твёрдых слов, решительного обращения - проблема с педофилом была б решена. А если не очевидно - то даже уйти, прервать унизительные отношения, сохранить достоинство. Возможно, в желанный вуз не поступишь? Ну, не поступишь. Разве одарённому человеку трудно понять, что элита - это не внешний блеск, а внутреннее состояние, основанное на чести и самоуважении?

Оригинал