Добил, с перерывами, повесть Герберта Дж. Уэллса "Морская дама". Не то чтобы разочарован... Чтобы разочароваться, сначала надо очароваться. А я заранее предполагал, что меня ждёт как читателя. Скажем так, сожаления о потерянном времени нет, но и той специфической читательской грусти, которая появляется, когда кончается хорошая книга и ты знаешь, что больше никогда не прочтёшь её впервые, тоже нет. Ну, прочитал и прочитал.

Если подумать, повесть вовсе не выбивается из общего потока уэллсовского творчества. Конечно, если сравнивать её с "Машиной времени" или "Войной миров", т. е. с фантастикой научной, - тогда да. Но ведь был же ещё роман "Чудесное посещение" - о падшем ангеле. Приём точь-в-точь такой же: мифическое существо попадает в реальность викторианской эпохи.

Мало того, "Морская дама" (1902), подобно газонной траве, плотно переплетена крошечными корешками со многими другими произведениями Уэллса. Основная идея повести: вся наши жизнь, все наши важные дела и высокие устремления - не более чем сон. И есть сны более прекрасные. Но отдаться им значит... умереть. Но разве не ровно та же идея - в гениальном рассказе "Дверь в стене" (1906)? Молодой политик разрывается между политической карьерой и чудесным иныммиром. И, в конце концов, выбирает иной мир - и смерть.

Вообще, противопоставлению чудесного "потустороннего" мира мертвенной скуке окружающей обыденности посвящены многие рассказы Уэллса. Те же "Мистер Скелмерсдейл в стране фей" ("фэнтези") и "Хрустальное яйцо" (НФ). И там, и там главный герой - лавочник, мечтающий об иной жизни.

Идея иллюзорности окружающего мира (или, по крайней мере, довлеющих жизненных обстоятельств) в своём логическом развитии приводит к мысли, что от этой иллюзорности можно (легко) избавиться. На бытовом уровне это показано в рассказе "Красный гриб", где главный герой, жалкий человечек, вынужденный терпеть унижения со стороны жены и её приятеля, наевшись от отчаяния грибов, вдруг понимает, что вся его "жалкость" - лишь навязанная извне привычка.

На социальном уровне это великолепно показано в романе "В дни кометы", где пролетающая комета своим газовым хвостом очищает атмосферу Земли, а заодно и отравленные мозги людей, - и человечество вдруг "прозревает". (Тема химического облагораживания человека, подхваченная позднее Лемом.)

Как видим, "Морская дама" - вовсе не случайное произведение Уэллса, а вполне закономерное, лежащее в общем русле его творчества. Но, в общем-то, проходное.

Аминь.

Оригинал