Увидел новость: "Общее количество граждан, привлеченных к уголовной ответственности в РФ в 2016 году превысило миллион человек" и подумал, есть повод рассказать об одном знакомом. Его давно нет в живых, судьба не дала ему ни жены, ни детей, многие считали его пропащим пропойцей (не без оснований), но в моей памяти он остался удивительно отзывчивым и добрым человеком, сельским мастеровитым мужиком с "золотыми руками".
Звали его Леонид, большую часть жизни он трудился электриком. Был "уголовным элементом", так как провёл четыре года в заключении за кражу, если не ошибаюсь, двух мешков комбикорма с колхозного склада. Время было такое, что к дефициту товаров добавился денежный кризис, местное население, чуть ли не каждый двор, обзавелось домашней скотиной и имело немалый соблазн сговориться с неблагонадёжными сотрудниками сельхозпредприятия на какой-нибудь натуральный обмен. Сено, солярка, комбикорм за бутылку водки - обыкновенная в ту пору меновая операция. Конечно, воровать грешно, но параллельно в частные карманы "прихватизаторов" тогда уплывали гигантские заводы, накопления граждан в одночасье испарились, и данные обстоятельства если не извиняют, то в определённой мере дают понимание мотивов противозаконного поведения некоторых рядовых сельских жителей. Тем более мнение "раз колхозное, значит, ничьё" было распространено довольно широко, и суровое наказание за подобную кражу являлось, скорее, исключением из правил.
Это сейчас люди стали жить богаче и честнее. Правда, обладатели дачных участков по весне без зазрения совести продолжают открыто таскать навоз с колхозных полей. Однако в целом отношение к кражам стало принципиально жёстче. Вот сегодня полицейские города Томска задержали мужчину, укравшего один бульонный кубик в магазине. Человек купил бутылку водки и прикарманил кубик на закуску, за что его препроводили в отдел полиции для составления протокола.
Леонида я знал с малых лет. Невысокого роста, ещё и сутулящийся, коренастый, в трезвой памяти молчаливый, навеселе же любящий погорланить, всегда опрятно одетый, шутливо заговаривавший с детьми. С умными и добрыми глазами. Мой отец, преподаватель математики, вспоминал его, как способного и старательного ученика, тянувшегося к знаниям. Дворовая ребятня любила Леонида незлобно позадирать, на что он также игриво грозился. Никто его не боялся, он в любом состоянии был совершенно безобиден. Да, любил выпить. Впрочем, не он один. Однажды мы с пацанёнками намотали на стебли сухого репейника полиэтиленовые пакеты, подожгли и стали атаковать огненными каплями сухую траву. Когда пожар был почти неминуем, Лёня героически бросился тушить его своим пиджаком, потом подоспели другие взрослые, справились, и после он защитил нас от намечавшейся расправы.
В начале перестройки мы с родителями переехали в благоустроенную квартиру. Тогда было модно монтировать в ванных комнатах дровяные титаны. Каково же было моё изумление, когда эту трудную задачу у нас легко решил именно Леонид. Этот простой, иронично воспринимавшийся многими односельчанами был неутомим и талантлив в работе. Позднее он со своими коллегами поставил по нашей просьбе электрический столб, чтобы провести свет во двор, где жила корова с телятами. Чем старше я становился, тем видел больше свидетельств его безотказности - что было в его силах, он помогал всякому.
Особенно мне запомнился следующий случай. Я уже работал директором. Здание нашей школы было построено на сыром, болотистом месте за ручьём, отделявшим его от близлежащих улиц. Канализационная система школы располагалась ниже необходимого уровня, и для перекачки стоков в общую систему при строительстве предусмотрели специальный насос. Если он выходил из строя, то это была настоящая беда. Достать и поставить на место 4-хметровую махину мог только кран, какие-либо технические специалисты в штате отсутствовали, денег (как обычно) не было, и когда насос начинал барахлить, я просыпался в холодном поту. И вот как-то раз насос заглох окончательно. Занятия пришлось отменить. После напряжённых поисков удалось пригласить некую бригаду ЖКХ, которая предъявила счёт на предоплату в 12 тыс.руб. Это была гигантская сумма, превращавшая наше положение в очень печальное. Провидению было угодно, чтобы мимо проходил Леонид, который, словно в русской сказке, поинтересовался, мол, что пригорюнились, добры молодцы. Узнав о проблеме, он залез в люк, возился там несколько часов, и насос заработал. Лёня попросил 100 рублей, а насос функционировал ещё годы, пока не был заменён на современный. Неоднократно я потом обращался к колхозному электрику за помощью и всегда её получал, порою всего лишь за "спасибо".
Леонид интересовался политикой и перед каждыми выборами спрашивал моё мнение, за кого голосовать. В 90-е и начале 2000-х я предпочитал коммунистов, и он со мной соглашался. Не сходились мы лишь по фигуре М.С.Горбачёва. Леонид его резко критиковал, а я до сих пор отношусь к тому мизерному проценту россиян, кто не считает Михаила Сергеевича главным виновником развала СССР. Когда я стал депутатом сельской, а затем районной думы, постаревший Лёня не единожды заявлял, что голосовал за меня и будет так делать впредь.
А вот нынче на выборах я проиграл, но могу отшутиться: "К сожалению, моего избирателя больше нет в живых"
13 Янв 2017, 11:38