Успешность реализации результатов научных исследований и счастье ученого.
О необходимости сочетания знания с умением его практического применения.
Начать эту статью хотел бы вот с чего.
У нас в стране в совсем недавнем прошлом много говорили о РАВЕНСТВЕ.
Однако, как справедливо заметил один из главных героев романа Владимира Дудинцева «Белые одежды» Иван Ильич Стригалев:
«РАВЕНСТВО ПОНЯТИЕ АБИОЛОГИЧЕСКОЕ.
В природе равенства нет.
Равенство придумано человеком, это одно из величайших заблуждений, породивших уйму страданий.
Если бы было РАВЕНСТВО – НЕ БЫЛО БЫ НА ЗЕМЛЕ РАЗВИТИЯ.
Нигде в мире не сыщешь двух человек с одинаковым рисунком папиллярных линий на пальцах. Линии эти – знак неравенства, который природа выслала на поверхность.
На дереве нет двух одинаковых листов.
В одном организме нет двух одинаковых клеток.
Идея равенства позволяет бездарному жить за счет одаренного, эксплуатировать его. И все равно, захватив себе даже большую часть, БЕЗДАРНЫЙ НЕ ПОЛУЧИТ ГЛАВНОГО – ТАЛАНТА.
Идея Равенства позволяет БЕСПЛОДНОМУ НЕГОДЯЮ С КРИКОМ ЗАБИРАТЬСЯ НА ШЕЮ ТРУДОЛЮБИВОМУ И УВЛЕЧЕННОМУ РАБОТЯГЕ и брать себе лучшее из того, что тот создает.
Иван Ильич признавал только одно РАВЕНСТВО ДЛЯ ВСЕХ: РАВЕНСТВО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Дудинцев В.Д. Белые одежды. М.: Книжная палата, 1988, с.396.
К сожалению, таких БЕСПЛОДНЫХ НЕГОДЯЕВ у нас появилось довольно много.
В последние годы появилась масса случаев несанкционированного использования публикаций из Интернета в наших отечественных журналах некоторыми нашими «учеными». Они обзавелись степенями и званиями, однако не хотят работать в библиотеках и архивах сами. А подчас и не умеют.
Однако, многие «ученые» из этой когорты являются блестящими мастерами интриги и делают карьеру в науке и образовании, благодаря своей настырной наглости в требовании соавторства.
Особенно это заметно с недавнего прошлого в среде провинциальных вузов, что все шире практикуется сегодня.
Самое печальное, что это проникло и в столичные научные и образовательные учреждения и начало процветать там.
Отсутствие в нашей стране внятной системы подбора руководящих кадров во всех отраслях, создает благоприятную обстановку карьерного продвижения этой публики.
И мы сегодня пришли к такому положению, когда эти «ученые» заняли руководящие должности в научных и образовательных учреждениях (да только ли в них!) и не дают ходу действительным талантам, в связи с чем, мы и наблюдаем отток талантов в другие страны и застой в развитии в нашей стране.
Теперь о необходимости сочетания знания с умением практического применения его:
«Средство заполнить пробелы в вашем образовании в том, чтобы тесно сплотить общее и техническое образование.
Воспитывая людей в духе техники, исключающем возможность доктринерской односторонности специалиста и непродуктивной деятельности.
Одна из самых высоких целей – умение сочетать знание с практическим применением.
Соединение же с целью усиления – есть не только стратегический закон, это есть и научная аксиома, имеющая в наше время громадное хозяйственное значение.
Затруднения для изучения всех вообще отраслей науки при университетах являются со стороны университетских кружков. Они должны были бы однако же признать, что техника способна развиваться далее самостоятельно, для чего ей нужны только новые пособия и средства. Что самобытность присуща научной технике, но ее нет в университетах.
Университетским кругам пришлось бы признать правильность положения, что только цельная техническая школа, а не отдельные, отщепленные от целого предмета, могла бы быть равноправным и самостоятельным членом, могущим быть соединенным с университетом.
Научная техника же всегда будет уверена в том, что в этом союзе она не будет стороной лишь принимающей благодеяния, но в большей мере отдающей свои избытки университетам.
Технические высшие школы должны сохранить свою самостоятельность и не могут быть перенесены на теоретическую одностороннюю почву, от которой они к счастью уже слишком отдалились.
Новые академические формы, новые права и обязанности не должны ни в чем сократить самобытности технического образования.
В противном случае соединение будет не только бесполезным, но даже вредным.
Теперешние технические школы представляют собой такую большую величину, что в целях одного лишь удобства управления ими, они не могут быть отнесены к и без того громадным университетам, и составлять лишь отдельные их факультеты.
Высшие формы должны были бы при этом отступить на задний план, если бы даже они многим казались важными, что, к сожалению, часто приходится замечать.
Правительственные учреждения, заведующие народным образованием должны будут признать, что инженерное образование равноправно университетскому и может быть поднято на очень высокую ступень.
История учит нас тому, что университеты тогда только пользовались влиянием, когда им удавалось понять дух прошедшего времени.
Тогда лишь они были велики, когда становились во главе движения данного времени, управляя им.
Научная же техника – есть один из факторов, указывающих на новые времена, которые требуют к себе полного внимания.
Техника развивалась и стала могущественной только благодаря самостоятельной силе, своему существу. Настало время, когда она должна требовать признания своей равноправности и самостоятельности.
Серьезные затруднения к слиянию возникают и на почве предварительного образования юношества.
В сущности, нет резкого различия между знаниями лиц, поступающих в высшие учебные заведения различного рода и окончивших различные средние школы.
Гимназисты наравне с реалистами одинаково чужды духу технического образования. Причем первые столь же мало подготовлены к медицинскому образованию, как вторые к техническому образованию.
Реформа невозможна и не нужна для школы, если отсутствуют преподаватели, понимающие дух этой реформы.
Каждая серьезно задуманная реформа школы должна начинаться с приготовления соответствующего состава преподавателей, иначе все преобразование будет заключаться только в перемене названия, как это уже нередко и бывало в педагогическом мире (да только ли в нем!).
Точное понимание массой всех стремлений и целей искусства и знание всех сторон его возвышают значение его и необходимы, как для удовлетворения жизненных потребностей, так и для повышения общего уровня образования.
Художественная промышленность в деле культуры и продуктивности есть фактор первейшего значения и совместная деятельность искусства и техники влечет за собой весьма важные последствия в этом отношении.
Такое соединение этих факторов принесло уже громадную пользу.
Связь между искусством и техникой весьма глубокая и искусство нередко вступало на ложные пути только благодаря тому, что неоднократно разрывало эту связь.
Великие мастера и художники всегда обладали даром полного понимания, как природы искусства, так и техники.
Всякое ложное подражание противоречит природе искусства.
Духовно развитому человеку необходимо удовлетворение не одних только потребностей его в области метафизики, которой с такой любовью занимаются в университетских кружках.
Гораздо в большей степени развиты в людях эстетические стремления. Стремления эти следует воспитывать с особенной заботливостью в высших учебных заведениях и развитие их должно входить в программу общего образования.
Дело заключается не в одном лишь наслаждении произведениями искусства, но и в том, чтобы действительно облагородить чувство, дух и фантазию человека.
Там, где бессильны государственные люди, политики и даже философы – лишь одни только художники воспринимают ясновидящим оком великие истины, ведущие человечество по пути к совершенству и воплощают правдивые образы своей фантазии в произведениях искусства, доступных пониманию даже профанов.
Тому, кто незнаком с практической технической деятельностью, недостает главного качества, необходимого для того, чтобы быть хорошим преподавателем технических училищ.
Практикой доставляются наблюдения, которые нередко имеют большее научное значение, нежели данные, добытые теорией, имеющей часто мало общего с действительностью.
Нельзя приглашать для обучения юношества в высшие технические училища неопытных лиц, не прошедших сквозь трудную школу практической деятельности.
(Это было блестяще продемонстрировано у нас в ИНСТИТУТЕ ЯКОВА ФАБИАНОВИЧА КАГАН-ШАБШАЯ, который успешно работал в Москве с 1920 года по 1933 год – А.Р.).
История научит, как технические знания, строго сохраняя присущую им самостоятельность, разрушали принципы и догматы, казавшиеся ранее непоколебимыми, и разбивали бесплодные теории, тормозившие дальнейшее движение вперед.
Она научит, как много техника потрудилась над разрешением задачи проведения науки в жизнь, чему немало способствовали добытые опытом ее технические применения научных истин».
«Строитель», 1900, №15-16, с.608.
Теперь о СЧАСТЬИ.
О нем блестяще сказал в конце романа «Белые одежды», другой его персонаж, Василий Степанович Цвях:
«Мир нам дан такой, какой он есть. Не прибавить, ни убавить.
А счастья в нем нет. Не заблуждайся и не колеси зря в поисках. И не думай, и не мысли.
СЧАСТЬЕ В ТЕБЕ.
Когда положишь свою плоть, чтоб напитать ближних…
Прольешь кровь, переплывешь моря страданий…
Вылезешь на берег едва живой…
ТУТ СЧАСТЬЕ САМО ТЕБЯ НАЙДЕТ, не помышляющего о нем.
Будет стелиться перед тобой.
И никогда не надоест».
Что можно к этому добавить?
Полная версия и первая публикация:
http://kontinentusa.com/uspeshnost-realizacii-rezultatov/
Александр Рашковский, краевед, 12 января 2017 года.