Есть на родине М.В. Ломоносова — острове Куростров — редчайший памятник деревянного зодчества — ветряная мельница шатрового типа, чаще мельницы такого типа называются «голландками». Стоит она в стороне от популярных троп-путей (да и какие на Курострове популярные тропы, разве только от переправы до музея в Ломоносово). Стоит она, ветшает, разрушается.
У нас в Архангельской области более известны мельницы-столбовки. Этот бренд хорошо раскрутили в деревне Кимжа Мезенского района — восстановили две мельницы (тут можно посмотреть и почитать). Голландки менее известны. Правда, одна из них встречает при входе посетителей музея «Малые Корелы» (бывшая мельница Кожеозерского монастыря). Другая также стоит в музее на границе с деревней Большие Карелы (кстати, вроде привезли ее с Ухтоострова, соседнего с Куростровом, и внешне она очень схожа с этой). Ну а голландка в Ровдиной Горе незаслуженно забыта.
Не секрет, что Холмогоры и прилегающая округа до начала XVII века были центром иностранной торговли русского государства. С XVI века Холмогоры активно торгуют и с иностранцами, которые на Архангельской земле селятся и укореняются. Вполне вероятно, что на холмогорщине появились первые ветряные мельницы в России.
Использовали раньше такие мельницы не только для зернопомола, но и, к примеру, для лесопиления. Сам Петр Великий инспектировал наши северные мельницы, объезжая холмогорскую округу. «Двинской летописец» повествует: «А с Холмогор великий государь изволил с немногими людьми шествовать в малом карбасе в Вавчугу ради осмотрения пильной мельницы»
На севере ветряные мельницы были гораздо популярнее водяных. Так в 1874 году в Холмогорском уезде было 23 водяные мельницы против 235 ветряных.
В куростровской мельнице многое сохранилось: механизм тормоза, механизм поворота колпака, приводящийся в движение деревянным штурвалом, элементы подъемника мешков в шатер из амбара. А также сохранился лежняк от малого постава и верхний жернов большого постава.