Маньяк является разновидностью героя своего времени. Он впитывает дух времени в виде распространенных ценностных ориентаций, страхов, образов врагов, установок, способов решения проблем и т.д. Все это происходит и с обычными людьми. В отличие от них маньяк доводит свои чувства и действия до логического конца, а распространенный эмоциональный всплеск в виде фразы «Убью!» он доводит до соответствующего дела. Маньяк сказал, маньяк сделал. 

В современной России дуют разные ветры. Все более заметной и значимой становится консервативная волна, составной частью которой является озабоченность угрозой «традиционным ценностям», ненависть по отношению к тем, кто их разрушает своим поведением. «Нормальные» консерваторы бурчат у телевизора по поводу безнравственности звезд и телепрограмм, втихомолку плюют в сторону аморальных субъектов, всеми силами стараются оградить своих детей от их влияния. Нормальная реакция на явления, которые кажутся ненормальными. Маньяк отличается от «нормальных» не своими чувствами и устремлениями, а мерой их проявления, отсутствием жесткой границы между между моральным осуждением и беспощадным судом, в котором роль судьи он берет на себя.

В художественной форме этот феномен убедительно раскрыт в российском фильме «Дочь» (2012 г.) режиссера Александра Касаткина. Главный герой фильма — работник хлебокомбината в Крайнов, который один заботливо воспитывает двоих детей (жена умерла), трудолюбив, совершает бескорыстный и благородный поступок, предоставив кров эмигрантке, которую хотели уволить из-за отсутствия регистрации. Короче, он образец настоящего простого труженика. Действие разворачивается в маленьком городке где-то в северной глубинке. Трудная, но морально безмятежная жизнь разворачивается на фоне периодически совершаемых в городке убийств девочек-подростков. Неожиданно преступление раскрывается. Маньяком оказался заботливый папаша Крайнов, который, будучи озабочен падением нравов, угрожающих и его детям, занялся «чисткой», убивая девочек, которые, с его точки зрения, вели себя неподобающим образом (ярко красились, ходили на дискотеки, выпивали, поздно шлялись по городу). При этом он объяснял свои действия тем, что ему было «жалко» девочек, которые так вели себя. Попутно оказывается, что он убил и свою жену, которая также вела себя «неподобающим образом». 

Крайнова можно определить как воинствующего консерватора, которому противопоставлен местный батюшка — человек, который, скорее всего, не менее консервативен, но в то же время он термин к чужим грехам, относится к ним с пониманием и борется словом. Его дочь тоже погибла от руки маньяка, но он узнав на исповеди от Крайнова, кто убийца, ставит тайну исповеди выше морального и гражданского долга, отказываясь выдать его полиции.

Маньяк-убийца — любимый персонаж киношников (см. обзор "Лучшие маньяки в истории кино", а также "ТОП-10 самых известных маньяков из кино"), однако большинство из них просто люди с серьезными психическими заболеваниями. Маньяк-чистильщик представляет собой особую категорию. Он выполняет миссию, навеянную духом времени. Этому типу тоже посвящены несколько фильмов (например, «Семь», «Американский психопат»).

Зрители смотрят эти триллеры, понимая, что в искусстве возможно все. Однако жизнь регулярно подбрасывает новости, показывающие, что реальность полна не менее жуткими событиями. 

Михаил Попков, известный как «ангарский маньяк», будто копия киношного героя Крайнова, но еще круче. Он в январе 2015 г. получил пожизненный срок за 22 доказанных убийства женщин, совершенных в период с 1994 по 2000 г. После этого он признался в новых преступлениях, доведя число жертв до 81 чел. (не исключено, что он, понимая, что терять уже нечего, начал состязаться с классиком жанра Чикатило за первенство). Если все признания подтвердятся, то Попков войдет в историю СССР и России как самый кровавый маньяк, обойдя по количеству трупов Андрея Чикатило (53 доказанных убийства) и битцевского маньяка Александра Пичушкина (49). 

Попков был офицером МВД до 1998 г., начав работу чистильщика будучи оперативным дежурным. В милиции он прослужил более 10 лет. Уйдя из МВД, устроился работать охранником и подрабатывал, копая могилы на кладбище. Его считали примерным семьянином. Жена, мать и дочь отмечали заботливость, доброту, бесконфликтность... Среди знакомых Михаил слыл мастером на все руки и человеком компанейским: устраивал походы, прогулки на лыжах или велосипедах. А еще он прекрасно готовил. Был кандидатом в мастера спорта по биатлону.

Во время следствия он определил свой социальную функцию: чистильщик. Ночью он выезжал на «охоту», порою не снимая формы. Предположительно, он считал эту чистку частью своего служебного долга. Попков находил жертв, используя свои критерии распущенности, среди которых было и нахождение одинокой женщины поздно ночью на улице, и ее готовность сесть в машину к незнакомому мужчине. Схема действий была стандартной, включая своего рода моральный фильтр: жертва по приглашению сама садилась в автомобиль убийцы. Затем происходило знакомство. Попков предлагал отдохнуть и выпить за компанию. Нередко женщины уже находились «под градусом». Потоков мог зайти с будущей жертвой в магазин за алкоголем. С попутчицами он вступал в сексуальные отношения. Как он их добивался установить уже сложно. Следствие исходило из двух вариантов: он их либо «склонял» к этому, либо просто насиловал. В обоих случаях все кончалось убийством с особой жестокостью (см.: Газета.ру. 24.01.2015).

Оригинал