Собственники из многоквартирных домов ругаются, что много платят за ЖКХ, особенно – в управляющие организации за содержание домов. Но когда им объясняешь, почему так получается, – машут рукой.
В декабре почти одновременно ко мне, как эксперту (возьму себе это модное звание) в ЖКХ, обратилась дальняя знакомая и пара работников одной управляющей организации – «нет старших по трём домам в районе проспекта Мира, помоги организоваться, выбрать советы домов, а то не наладить работу по ремонтам». Это несложно. Повесила объявления о собраниях. Из одного дома сразу позвонили:
- Нам не надо, мы уже всё решили, оформляем подписи, не собрал их только один подъезд, вот и не готовы документы.
Вроде бы женщины активные, переживающие, разбирающиеся. Тут же разговор переводят на специфическую тему:
- А вы сколько платите за содержание?.. Да? А мы меньше.
- Просто у вас нет лифта, вот и дешевле, а у нас с лифтом получается дороже. А если у вас газовые колонки в доме для горячей воды, то вы могли бы ещё дешевле платить.
- Да, у нас в доме газовые колонки. Почему дешевле?
- У вас в подвале дома идёт меньше труб: отопление, холодная вода и канализация, то есть три. А у нас ещё две: горячая вода и циркуляционная линия горячей воды, то есть пять. Поэтому нам техобслуживание инженерных сетей дороже обходится, чем вам.
- Да, ведь правда. И что делать надо?
-Надо собрать общее собрание, уменьшить внутри тарифа на «содержание» строку «техобслуживание» (лучше сначала согласовать новый размер с управляющей организацией), собрать подписи, оформить протокол.
- Точно, всё понятно, спасибо. Только как бы это сделать – наши бабушки это всё не поймут, а их большинство живёт в доме. А ещё ведь управляющая компания может не принять наше предложение.
- Если хотите платить меньше, то объясняйте подробно своим соседям, а от управляющей добивайтесь, чтоб пошла навстречу.
- Не знаем – не знаем... Но спасибо за пояснения.
Другой дом, соседний, - совсем маленький и совсем без активистов. Из него никто не отозвался, объявления повисели несколько дней, да и пропали. Хотя дом старый, надо менять стояки, и деньги подкоплены в доме (никто же не занимается ничем), да не в прок лежат – некому организовать работы.
В третьем доме, где и живёт моя знакомая, пенсионерка, объявления тоже повисели, да и пропали, на собрание никто не вышел, кроме пары человек. Оказалось, что здесь есть старший по дому, но «ничего не делает, только вид создаёт», о чём и люди говорят, и соседний дом, и даже работники управляющей организации (низовое её звено). Но на собрание он честно вышел, а также бабулька-активист и молодой человек из дома (моя знакомая лежала по болезни в кровати).
- (бабулька) Что это такое за собрание? Кто его придумал? У нас есть старший по дому, зачем нам его перевыбирать?
- (я) Я вешала объявления, там ведь и телефон есть, и фамилия, и статус. Есть жалобы, что работа с управляющей не налажена, интересы дома не защищаются.
- (старший по дому) Я не знаю, кто повесил объявления, меня жильцы спрашивали, просили сорвать их, но я не стал срывать. Я разговаривал с соседним домом, те тоже ничего не знают, тоже говорили сорвать. Из управляющей компании заместитель директора сказал, что придёт человек, переведёт ваши три дома в другую непонятную компанию, окажетесь неизвестно где, будете потом бегать за своими деньгами.
(«Соседний дом» - это вообще другой, четвёртый, о котором речь изначально и не шла.)
- (я) В какую другую? Речь идёт о работах в доме. Вам по «капремонту» надо было делать отмостку, а вы по «содержанию» сделали и почти в зиму, торопились уже, а с бетоном так не работается. И фундамент со стороны подвала надо было делать, эти работы планируются заранее, а не зимой делаются. И количество мешков с цементом надо считать: если небольшой, временный, ремонт, то и материала надо меньше, а у вас мешков 20 сгрузили. Если у вас газовая колонка, то надо меньше размер за «техобслуживание» делать…
- (старший по дому) Да мы всё это делаем, всё нормально. А кто всю информацию говорит?.. А, это которая всё время кричит? Понятно.
- (бабулька - ему) Не обращай внимания, работай, ты у нас есть, вот и работай, до окончания срока, не надо собрания и переизбирания. Всё, пошли по домам.
Молодой человек слушал и молчал.
Моя знакомая поясняла: «Я всё время и добиваюсь всего, и пишу постоянно, просто на лето уезжаю на дачу, не контролирую дом. А он придёт в управляющую, помолчит, ему что-то скажут, он и идёт обратно, разводит руками. Начальником работал, не привык бегать, привык только командовать и «вес иметь». Вот и имеет его среди наших бабулек. А дела-то должны делаться. Он сказал, что я «кричу всё время»? Ха, если б я не добивалась, то и этого не было бы ничего. Зарплата у небо небольшая как у старшего по дому – побольше тысячи рублей в месяц, но всё равно – надо ведь что-то делать. А что ты про газовые колонки и трубы говоришь? Я не понимаю, да я сейчас болею, голова не соображает…»
Пусть площадь всех трёх домов небольшая (около 5000 кв метров), но явно, что управляющей компании хорошо – деньги идут просто так (ведь бабушки - народ ответственный, сразу оплачивает квитанции), делать ничего особо не надо, жалоб в вышестоящие инстанции нет. При малейшем колебании извне легко можно сказать, что «там враги, а мы - свои, мы – наши», бабушкам это понятно. Про количество труб в подвале вопрос сразу забалтывается, да и сложный он, «не для средних умов» (видано ли дело – три трубы и пять?).
А жильцы? Что жильцы? Пусть ворчат и дальше. Главное – платят.