Обучение в аспирантуре для большинства представляет собой проект с очень сомнительной рациональностью: мала вероятность защиты диссертации в обозримом будущем, еще меньше вероятность того, что обладатель ученой степени будет иметь материальные преимущества в сравнении с теми, кто пошел работать, имея на руках только магистерский диплом. И вообще конвертация образования в деньги в современных обществах происходит не очень очевидным образом.
Например, исследование, проведенное в Великобритании, показало, что индивид со степенью бакалавра зарабатывает на 14% больше, чем кто в университет не пошел. Обладатель докторской степени PhD получают уже на 26% больше тех, у кого нет никакого университетского образования. Однако обладатель магистерской степени, которую в Великобритании получают всего за один год, имеет почти такую же преференцию на рынке труда - 23%, а в некоторых дисциплинах (математика, компьютерные науки, обществознание и языки) разницы между доходами магистра и доктора нет вообще, а а в технических дисциплинах, архитектуре и образовании доктора получают меньше, чем магистры. И только в медицине, бизнесе и финансах у докторов есть заметное преимущество. В целом же по всем дисциплинам докторская степень дает по отношению к доходам магистров преимущество всего в 3% (The Economist, Dec7 10, 2010).
В России об этом лучше не думать. Недавно сравнил свою почасовую профессора с почасовой, предлагаемой строительным рабочим, и понял, что ученые степени - это понижающий коэффициент к стоимости рабочей силы.
Зачем же заметная часть молодежи выбирает этот жизненный проект сомнительной эффективности? Для мужчин мощным стимулом является нежелание служить в армии. Проректор одного из вузов прямо говорил выпускникам магистратуры: «Зачем давать взятки в военкомате, если можно пойти учиться в аспирантуру?» Для девушек нередко это повышение статуса. Одна аспирантка в ответ на мой вопрос «Зачем?» долго и мучительно думала, а потом ответила: «Ну, аспирантский билет смотрится престижно». Правда, этой мотивации ей хватило только на год. Единственной эффективной мотивацией является любовь к предлагаемому аспирантурой образу жизни: продолжение студенческого бытия, чтение книг, исследования. Иначе говоря, это те, для кого сама учеба обладает ценностью и не связана с мотивацией будущего материального успеха.
В ходе британского исследования многие студенты, обучающиеся на докторской программе, объясняли выбор такого жизненного проекта любовью к предмету. Некоторые вообще не задумывались о том, что даст им степень. В другом исследовании таких студентов около трети опрошенных признали, что они делают свои диссертации потому, что им нравится быть студентами и они хотят отсрочить период, когда придется искать работу. Среди аспирантов технических наук так ответила почти половина. В естественных науках относительно легко получить стипендию, что также мотивирует выбор PhD-проекта (The Economist, Dec7 10, 2010).
В европейских вузах с бесплатным образованием особенно часто попадаются те, кто учится для того, чтобы просто быть студентом. Такая мотивация порождает стратегию вечного студента — человека, который учится неспешно и со вкусом. У нас вечный студент — не выбор, а диагноз, т.к. это очень дорого, чревато нервотрепкой, исключает из нормальной студенческой жизни, короче, не дает никаких преимуществ.