Был на круглом столе о Правах Человека в СыктГУ. Спасибо пригласившим. 

Картинку взял здесь

Мы почему-то все больше и больше оправдываемся перед Правами Человека, видимо они как-то случились в этом мире, а мы нет. Мы врем и оправдываемся. Иногда собственную ложь мы хотим разбавить и добавить пафосом. Боже, я заметил, что прошлое нас научило именно пафосу, похоже все остальное нам приходит намного тяжелее чем пафос. Нет ничего - навались на пафос. 

А еще мы все время сваливаемся в область показной заботы о слабых, прикрываемся ею. Для ценностей Права Человека - это не худший вариант, Права Человека - это про слабого стоящего перед сильным, перед очень сильным. Но это не про вообще слабого стоящего перед сильным, как нам хочется подать это другим, а стоящего перед сильным по поводу очень малого объема конфликтов. Здесь требует отбор, здесь требует понимание узости поля под названием Права Человека. Только эта узость прощает Правам Человека все остальное. Как только мы шагаем за пределы этой узости ценности Права Человека превращаются в орудие самоубийства концепции Прав Человека. 

Мы выпали в беседе из этой узости, предсказуемо выпали. Сидишь, слушаешь и понимаешь, что не выпасть не могли. Потому что узость Права Человека не понятная, не понятна даже тем, кто ее преподает. А юристам так вообще нельзя вручать в руки Права Человека, они из них сделают картонную дурилку, которой будут пугать оппонентов в судебных процессах. Политики будут продавать, что они собственно и делали на круглом столе. А правозащитники будут просто боятся этой узости Права Человека. 

"Права Человека - это про сносно" - говорю я на круглом столе словами своего друга-мыслителя. Видимо это никто так и не понял. А вернее не хочет понять. Права Человека - это про сносно для маргинального, для асоциального, для и так уже потерянного для общества. Права Человека - это не про успех, не про победы и достижения. Права Человека - это возможность, последнюю возможность не потерять того, кто и так уже потерялся. А что мы? А мы как случайность, как погрешность. 

Но почему же Права Человека - это про узкий набор прав, для узкого и низкого? Все сводимо, как нам кажется к нулю. Но мы с вами измеряемы именно этим нулем. Мы хотим себя мерять успехом, а измеряемы мы именно нулем и, увы, нулем не умиленным, не приятным, а отвратительным. 

Мы даже молодежь приучаем мыслить о недостойности нулей Прав Человека . Они эту риторику выучили. "А почему Брейвик...?" А потому что он стремящийся к нулю и Права человека испытываются именно там. Зазор между человеком и бесчеловечным, только той едва заметной щели между реальностью и почти пустотой, в которую мы просовываем прокладку в виде Права Человека. 

Смотрим на институты защиты, советуем институтам защиты, а что защищаем - не понятно. Вернее оно как-то вроде есть и вроде как только мы начинаем говорить, оно превращается в такого убого уродца, которого бы лучше не было. Права Человека - это не Богадельня. Да, это про слабого, но не Богадельня. Мы глядимся в Богадельню как в зеркало, любуемся собой, а Права Человека нам не нужны. Эту ценность мы перекуем в интерес, в карьерный, в юридический, в коммерческий, в политический, потому что Права Человека для нас - это Богадельня. 

Права человека - это не про наше тело, нашу душу и наших близких? Да, именно. Права человека это про тело, души и близких, но не наших, а самых отвратительных слабых перед вздыбленностью самых сильных, желающих ценности свести к интересам. 

Нам этот путь еще идти, идти и идти... Всем нам, всему человечеству. Мы еще десятки раз потеряем Права Человека в этом длинном походе.

Оригинал