Подписано распоряжение Председателя правительства России Дмитрия Медведева, о распределении межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда Обязательного медицинского страхования территориальным фондам для финансирования программы «Земский доктор» в размере 3,2 миллиарда рублей. 

В 2017 году, как и ранее, медицинские работники, переехавшие на работу в село, рабочий поселок, или поселок городского типа, получат единовременную выплату в размере 1 миллиона рублей. Это позволит дополнительно трудоустроить на селе около 5 тысяч врачей! В Марий Эл 

В ПФО самый большой транш придёт в Башкирию, самый маленький в Марий Эл — 3 миллиона рублей, т.е. максимум 3 врача смогут воспользоваться программой «Земский доктор». Однако есть большие сомнения, что даже 3 молодых врача решат работать на селе в Марий Эл. Молодые врачи бегут из республики!

По данным Пенсионного фонда России в 2015 году в Марий Эл 3848 медицинских работников являются пенсионерами, что составляет 48% всех работающих медиков в республике! Еще несколько лет и ситуация с кадрами станет критической. По данным Маристата в начале 2015 года в Марий Эл не хватало свыше 300 врачей! А молодые врачи бегут из Марий Эл.

Чиновники от медицины в интервью газете «Йошкар-Ола» (от 15 июля 2015 года) признаются, что идут на любые ухищрения ради того, чтобы молодые врачи остались в республике. «К примеру, в Горномарийском и Сернурском районах молодому доктору готовы сразу предложить двухкомнатную квартиру и миллион рублей по программе «Земский доктор», в Оршанском районе намерены доставлять врача ежедневно на работу, если он пожелает жить в Йошкар-Оле, а работать в райцентре. В Килемарском районе доктору обещают квартиру в доме, который готовится к сдаче уже в этом году, а в п. Юрино больница будет платить за съем благоустроенного жилья. Но выпускники вузов ехать в районы большого желания не высказывают».

Однако, «радужная картина», которую рисуют чиновники от медицины, в интервью газете Йошкар-Ола является лишь фантазией бюрократов. Еще в 2013 году произошло значительное сокращение программы «Земский доктор» в Марий Эл. В 2012 году в программе приняли участие 40 специалистов, а в 2013 году — 14, а в 2017 – максимум 3. Это связано с тем, что врачей не хватает даже городским больницам.

Приведем конкретные примеры. Журналисты общественного телевидения России взяли интервью у молодого врача Розы Щербаковой — выпускницы Кировской медакадемии. Работает молодой врач в центральной больнице Медведевского района республики Марий Эл второй месяц. Она — рентгенолог. Говорит: о том, чтобы перебраться на село по программе «Земский доктор», даже не думала. Потому что специалистам узкого профиля работать там негде — нет необходимого оборудования. В районе же сразу решился вопрос с жильём. Пока это служебная двухкомнатная квартира.

Кроме Розы Щербаковой, служебное жильё в республике в 2013 году получили всего лишь три человека! Так везет немногим. Может быть, поэтому недокомплект участковых терапевтов, к примеру, в республике составляет 50%. Есть проблемы и со средним и младшим медицинскими составами.

Константин Серенин, заведующий нейрохирургическим отделением Йошкар-Олинской городской больницы отмечает, что «на сегодняшний день у нас на 16 ставках работает фактически 11 человек, и младший персонал – санитарочки. Должно быть у нас 14 человек, а работает — 11».

Те, кто всё же находит в себе силы включиться в работу всерьёз, осваивают профессию, набираются опыта, а затем уезжают — в Москву либо на Север. Андрей Пегалин, заместитель главного врача Йошкар-Олинской городской больницы с горечью отмечает: «Нарабатывается как врачами, так и другими медработниками колоссальный опыт работы по оказанию неотложной медицинской помощи. Медицинские сестры, врачи, набравшиеся опыта по оказанию медпомощи, востребованы практически во всех регионах страны, поэтому они долго в Марий Эл не задерживаются».

Чтобы хоть как-то поддержать интерес к профессии врача, региональные власти отправляют молодежь на обучение — за свой счет. 120 человек в год. Однако лишь две трети стипендиатов возвращаются в республику.

Одна из главных причин, по которой, как молодые, так и опытные врачи бегут из Марий Эл в том, что республика входит в десятку регионов России с самой низкой зарплатой врачей. На совещании у Владимира Путина в 2014 году министр здравоохранения России признала, что размер зарплаты медработников зависит не от качества их работы, а от близости к начальству. Рядовые медики кричат об этом уже второй год. Министр Вероника Скворцова предложила губернаторам изменить действующую систему, при которой базовый оклад врача составляет только 40%, а остальное приходится на так называемые стимулирующие выплаты.

Кроме того в районах отсутствует элементарная инфраструктура, чтобы молодой врач мог завести семью – не хватает детских садов и школ, проблемы с транспортом и дорогами. Мы полностью согласны с мнением доктора медицинских наук, заслуженным деятелем науки России Комаровым Юрием Михайловичем, который справедливо считает, что при разработке медико-демографических программ необходимо соблюдать дифференцированный подход к разным территориям. В связи с огромными расстояниями, природными условиями, наличием и состоянием дорог и транспортных сообщений население этих мест фактически лишено возможности получить хоть какую-либо медицинскую помощь, даже за деньги. А запустение этих поселений начиналось с ликвидации рабочих мест, закрытия больницы и школы, выполняющих в том числе функции очагов культуры и представительства власти на местах. Поскольку заболеваемость у нас регистрируется по обращаемости, то снижение доступности ведет к снижению регистраций. Если в районе не будет, скажем, окулиста, то не будет и глазной заболеваемости.

Отдельно остановимся на любимой теме Леонида Маркелова — строительство ФАПов. По мнению экспертов Общественного комитета по борьбе с коррупцией в Марий Эл строительство ФАПов – это чистой воды пиар акция. Во-первых, в настоящее время не хватает специалистов, которые могут работать в ФАПах, во-вторых, вызывает большой вопрос стоимость строительства и компании которые участвуют в государственных контрактах. Мнение экспертов Общественного комитета по борьбе с коррупцией подтверждают данные фонда Кудрина. «Ситуацию в региональной медицине не спасут паллиативные, уродливые и нелепые мероприятия по вновь открывающимися местами ФП и ФАП (вместо огромного числа закрытых — свыше 8000 и налаженной системы), по одному на множество поселений, оснащение сел скайповой дистанционной системой с протянутым оптическим волокном в каждую избу или ФАП без медработников, т.к. консультации больных в деревнях нужны не столько им, сколько лечащим врачам, которых там нет!»

Журналисты газеты «Аргументы и факты» едко прошлись по идее «оптоволокно — в каждую деревню и в каждый ФАП», отметив, что лечить по Интернету все равно, что снимать порчу по фотографии, а врачам платить по телевизору. Все это, может, и было бы уместным, но в дополнение к нормально функционирующей системе, ни в коем разе не заменяя ее.

https://youtu.be/lAS0vNhYf08



Глава Марий Эл Леонид Маркелов и министр здравоохранения Владимир Шишкин не понимают того, что здравоохранение — это система социального выравнивания, особенно при выраженной поляризации общества по доходам и возможностям. Перед лицом болезни и смерти все абсолютно равны.

Здравоохранение предназначено для пациентов, а не наоборот. Ведущим звеном системы охраны здоровья и медицинской помощи должна является правильно организованная первичная медико-санитарная помощь ПМСП, т.е. первичная забота о здоровье.

В соответствии с Конституцией РФ охрана здоровья (государственная ответственность) и медицинская помощь (отраслевая ответственность)- разные вещи. В основе организации медицинской помощи находится система «пациент-врач», а все остальное это обеспечивающие и не должные мешать надстройки.

Михаил Долгов, полковник Службы внешней разведки России в запасе, независимый эксперт и аналитик