Министерство Национальной Политики республики Коми проводит грантовый конкурс. В данном конкурсе участвуют люди, так или иначе связанны с этно-историей Коми края. Однако не редко появляются там и те, кто далек от истории республики Коми, часто приехавшие из других регионов, но имеющие цель получить грантовых денег. За этно-проекты они выдают неоязыческую новоязь, не имеющую отношение ни к культуре Коми народа ни к его истории. Возникает вопрос, как таких людей пропускает грантовая комиссия Министерства Национальной Политики республики Коми?

В Эжвинском районе города Сыктывкара, проживает один из участников грантового конкурса, Людмила Алдушина. По её словам, ей пришло приглашение участвовать в конкурсе, кто именно сделал это предложение, Людмила умалчивает. Людмила Алдушина называет себя искусствоведом по теме «этно-куклы и мастером». Она много списывается с учеными из разных регионов России, принимает участие в форумах, за что получает документы и грамоты.

Одним из обьектов Людмилы, стал заведующий лабораторией социальной идентичности Томского Гос. Университета Даниил Крапчунов. Мне удалось связаться с Даниилом и взять интервью где подробно раскрыта тема постсоветского неоязычеста не относящегося к истории России.

Представьтесь пож-ста.

Даниил Крапчунов - заведующий лабораторией социальной идентичности Томского государственного университета, руководитель Интернет лицея Томского политехнического университета, член Совета по противодействию распространению экстремистских идей при губернаторе Томской области, кандидат философских наук.

В соц. сети у вас возник диспут с Сыктывкаркой Людмилой Алдушиной, которая участвует в грантовом конкупсе от министерства национальной политики республики Коми. Как вы можете охарактеризовать этого человека?

По репликам в соцсетях сложно судить о человеке, да и не нужно, вероятно! Однозначно, у этого человека есть хороший вкус, опыт в художественной практике, но чрезвычайно обрывочные и несистемные знания в области этнографии, в области народной культуры. в области народных традиций. Она носитель позднесоветского и постсоветско оккультного мировоззрения, но никак не традиционной культуры. Кроме того, человек проявил крайнюю агрессивность и невоспитанность обвиняя всех и каждого в своих проблемах, в собственном незнании и непонимании очевидных вещей. Хотя в основе было, вероятно, нежелание расставаться с собственными стереотипами, усвоенными в интернете.

На ваш взгляд, есть ли проблема у современной науки изучающей историю, культуру и быт с так называемым нэоязычеством?

Безусловно есть проблемы, иначе это была бы не наука. Во-первых, изучение народной культуры в нашей стране осложнено доминированием наследия прошлого и позапрошлого веков. С одной стороны, доминировали некие идеологические постулаты, предопределявшие исход научных исследований, с другой - гуманитарная наука была лишена естественности в своем развитии, преследовалась. И в этом мы сильно отстали от мировой науки, нам приходится наверстывать, возвращаясь в наших исследованиях аж к результатам 19 века, так как наука это всегда школа, преемственность в исследованиях.
Во-вторых, в современном российском обществе авторитет гуманитарной науки крайне низок, а потенциал недооценен. Сегодня утвердились мифы о том, что историю можно переписать, что в науке о языке любые догадки рядового обывателя и способы прочтения, или наполнения новым содержанием, прочтением, в том числе аббревиатур, это и есть наука. Это, безусловно, отвлекает ученых на бесконечные оправдания перед обывателями, перед агрессивными сторонниками новой хоронологии и особенно сторонниками якобы ведического прошлого славян, якобы исконной русской языческой традиции, придуманной в последние десятилетия.

Как отличить Истинную древнюю культуру от выдуманного новодела? Есть ли такой способ?

У историков, этнографов, культурологов, искусствоведов, археологов, безусловно, есть такие методы. Это метод исторического анализа, историографии, источниковедения, логического непротиворечия совокупности фактов, наблюдения и так далее. Но эти методы все требуют некоторой подготовки, некоторого знания, эрудиции и самое главное, дисциплины ума, чего так не хватает сторонникам альтернативного и одновременно под видом тайного древнего знания.


Имели ли вы опыт дискуссии с неоязычниками? Если да, расскажите кратко о нем.

Безусловно, с самого первого моего опыта изучения истории, как науки и как фактов прошлого, я столкнулся сначала с новым религиозным сознанием в форме восточных культов, а вскоре и в форме нативистких культов и учений. Неоязычники, называющие себя сегодня, преимущественно, родноверами, древлеправославными, староверами и так далее, регулярно посещают мою страничку в социальных сетях, фольклорные праздники и события, которые я организовываю. Часто на наших форумах, фестивалях можно увидеть мужчин с "очельями" на голове, в "посконных" льняных рубахах, с фантазийными рисунками или орнаментами вырванными из контекста с реальных вышивок прошлого, нанесенными не туда, на предметы противоположно го пола и так далее. Но дискуссии в научном поле тут невозможны. Логические и исторические аргументы тут не действуют, это явление религиозное, а религия и наука - непересекающиеся формы человеческого сознания.

Последний пример тому доказательство, мой доклад о народной кукле в аспекте национальной безопасности вызвал шквал возмущения у тех, кто делает обереговых кукол, продает их, настаивая на лукавом тезисе об их традиционности, народном происхождении. Это бизнес и самореализация в контексте культуры потребления, в контексте современной массовой попкультуры. Но эти куклы идут вразрез с тем, что нам досталось в наследие от тысячелетней истории народов, проживающих на территории России.

Что вы пожелаете людям желающим самостоятельно изучать историю и культуру России? Есть ли способ не попасться на обман неоязычников?

Терпения и смирения. В основании попадания в мыслительную ловушку, мнение о себе как носителе уникального тайного сакрального знания. Нужно не стесняться сравнивать, спрашивать, учиться и учиться.