Давно известно, что идеологические взгляды просачиваются в сферы очень далекие от политики (например, потребление), превращаясь в важный фактор покупательского выбора. Один из вариантов такой ситуации наблюдается и в современной России, где экономический кризис в 2014 г. переплелся с кризисом геополитическим. В центре идеологизированного выбора потребителей оказался Крым. Россияне раскололись на два противоположных лагеря, между которыми масса тех, кому не хочется перегружать голову политическими размышлениями. 

На одном полюсе те, чьи взгляды описываются формулами "Крым наш!" или "Зато Крым наш!" Они поддержали присоединение полуострова, отправившись туда отдыхать и таким образом, ослабляя бремя украинской блокады. Сознательной поддержкой крымских производителей стал и рост потребления крымских вид. Разумеется, переоценивать идеологический компонент данного тренда не стоит, т.к. такое потребительское поведение вытекает и из вполне мещанских соображений: там дешевле, чем за границей, на которую нет денег, а крымские вина вполне качественные. 

На другом полюсе те, кто описывает присоединение Крыма в терминах аннексии, агрессии, нарушения международного права и т.д. Из этой позиции вытекает нередко встречающийся принципиальный отказ отдыхать в Крыму и покупать крымскую продукцию. Правда, я слышал спор на эту тему, в котором был поставлен вопрос: а против кого направлен такой отказ? Конечно, против крымчан, не проявивших украинского патриотизма. Разумеется, как и в первом случае такое поведение далеко не всегда обусловлено идеологией. Есть и простые прагматические соображения: отдых в Крыму дорогой и недостаточно качественный, а крымское вино хуже французского или латиноамериканского.

Оригинал