А сегодня, между прочим, 5 декабря. В этот день были объявлены итоги предыдущих парламентских выборов. Кажется, самые значимые за последние 17 лет.
Новые парламентские выборы я ожидаемо встречал уже в другой стране, но само их ощущение совсем другое.
5 лет назад друг другу противостояли две бойкие команды. Розовощекий молодняк, бойко исполняющий партийные задания и грезящий о Ниссан Тиана, чтобы произвести впечатление на себе подобных. А на другой стороне – обеспеченный средний класс, владеющий таким же Тиана и вообще, кажется, всем, кроме свободы. На одной стороне прогрессивная молодежь, верящая в западное будущее, на другой – студенты из области, довольно раздающие листовки или ездящие по участкам с открепительными, ожидая неплохой прибавки к родительским деньгам или официантской ставке. В дворовом футболе есть выражение «Не на корову играем». Это был тот случай, когда обе стороны играли на корову, со всей хваткой вцепившись каждый в свою сторону.
Единственная категория, выпадавшая из этого праздника жизни – бюджетники. Стабильно забытые и обиженные обеими сторонами, они остались за бортом праздника жизни. 10 декабря раздраженная полицейская Железнодорожного ОВД, периодами переходя на крик, спрашивала, что я делал на площади Победы, если живу в Песочне. Четырьмя месяцами позже медсестра в вичевой, куда меня отправили перед уходом в армию, назвала дураком. Спустя год после выборов терапевт военной поликлиники 10 минут крыла меня ругательствами, основанными на политических убеждениях обоих. Но каноничнее всех смотрелись привезенные из районов области сотрудники муниципальных предприятий, держащие в руках таблички с названиями районов и выданные начальством флаги.
Что случилось за эти пять лет? В бюджетников с транспарантами, свезенными стоять на морозе в свой выходной день, превратились и противники власти, и ее сторонники. Первые, давно искренне утратившие какую-либо веру и надежду на перемены, лишь вынуждены метаться между страхом совести, требующей выражать свое несогласие, и страхом быть за это наказанным. Вторые уже не ждут никаких подарков судьбы и даже банкетов после закрытия участка, а лишь плотнее вжимаются в свое потертое рабочее место, которое с каждым днем приносит им все меньше, но является для них все более ценным.
Когда жил Сталин, страшно было всем, включая самого Сталина.
5 лет назад само участие было победой. Сегодня победителей вообще нет.
А все потому, что в системе, где изначально за истину принята ложь, со временем вообще перестает иметь бенефициаров.
На фото Рязань 10 декабря 2011 года. На несанкционированный и всеми запрещенный митинг тогда пришел каждый тысячный горожанин.