По итогам заседания Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося в декабре прошлого года, В.Путин поручил правительству и органам исполнительной власти в регионах сократить контрольно-надзорные мероприятия в отношении образовательных учреждений и снизить нагрузку на педагогический состав, связанный с ведением отчетности. И что же мы видим год спустя?

Никто в нашей стране не собирается это поручение выполнять. Чиновники сделали вид, что никакого Госсовета не было, что они ничего не слышали, и вообще у них есть дела поважнее, чем какие-то президентские прихоти. "Нагрузка на школы достигла критической отметки, - говорит один из руководителей профсоюза работников образования и науки РФ. - В октябре мы провели мониторинг образовательных организаций, который показал, что каждая школа получает в среднем за месяц 470 телефонограмм, писем, запросов, обращений…". Пару лет назад, когда мы заполняли отчёт о количестве отчётов, их было около 200 в месяц. То есть после требования главы государства снизить бюрократическую нагрузку на школы бюрократы словно ошалели и делали всё ровным счётом наоборот. 

Причём, складывается такое впечатление, что авторы большинства запросов - либо не совсем вменяемые люди, либо заняты на своих постах умышленным вредительством. Приведу лишь несколько последних случаев, оказавшихся в моей коллекции административной глупости. Спрашивают, какие и сколько в школьной библиотеке есть словари и справочники - напишите-ка по годам издания и издательствам. Дают задание сосчитать количество ламп разного типа, что освещают школьные помещения. Выясняют, какие сохранились музыкальные инструменты - перечень на 4-х страницах, от губной гармошки до органа. Интересуются, каков процент судимых среди родителей. И так каждый день, фантазия бюрократов безмерна. 

В Казани на этой почве скандал случился, но выявил он куда более острую проблему административного произвола. За школы решил заступиться министр образования республики и написал письмо руководителю аппарата президента РТ: "В ряде муниципалитетов учителям поручают обход квартир с целью мониторинга оплаты услуг ЖКХ, сбор сведений об уплате налогов родителями учеников, их используют в качестве статистов на различных непрофильных муниципальных мероприятиях...". В обсуждении новости учительница дополняет: "...2. Перед выборами согнали детей на флешмоб в поддержку ЕР. 3. Голосовали за купюры весь конец сентября и до 7 октября (символ Казани участвует в отборе на 200-рублёвую купюру). Каждый день по нескольку раз. Позвонила родителям, чтоб они тоже проголосовали. Сходили на флешмоб на улицу, просили вместе с учениками, чтоб голосовали проходящие мимо нас люди. 4. Узнала, какие семьи не готовы к отопительному сезону. Сдала отчет. 5. Раз 6 ходили на всевозможные митинги-концерты. Для наполнения залов". Другой учитель пишет: "В сельской местности ещё хуже. Сбор информации о детях, о членах семей, о благополучии семейного бюджета, хождение по старикам, сбор всякой грязи по акции "Очистим планету", раздача номеров на выборы, сбор денег по референдуму, дежурство в милиции по субботам и воскресеньям по установленному графику, принудительное посещение всякого рода районных мероприятий, принудительный выход на осенние и зимние дни здоровья, сбор дани от людей на Сабантуй, выход на прополку свеклы или семенного картофеля и ещё много чего. На это впрягают учителя. Попробуй вякнуть - тут же угроза увольнения, выговор, потому что директору попадает от главы. А на любых выборах до 12 часов дня отчёт по телефону о голосовании". Кто-то саркастически заметил: "Из вас там киллеров ещё не готовят? А то люди на многое готовы пойти от безысходности". 

Прочитав эти душевные крики, подумал, что система образования в Кировской области пока живёт, наверное, беднее, но гораздо в более свободной и дружелюбной обстановке. С одной стороны, это заслуга предыдущих руководителей региона и регионального министерства. У нас не распространено незаконное привлечение учителей к работам, не связанным с трудовыми обязанностями. Какого-то особенного давления, связанного с выборами, никогда не ощущалось. С другой стороны, это заслуга самих учителей: "На самом-то деле человека, уважающего себя и других, заставить делать что-либо из вышеперечисленного НЕВОЗМОЖНО". Значит, наши учителя не позволяют ставить себя в такое унизительное положение. Безденежье и страх наказания не могут служить оправданием безнравственного, раболепствующего поведения, тем более, если призвание человека - учить детей. 

Административный произвол в шокирующих формах, когда, к примеру, школьников и учителей в холод загоняют на трибуны футбольного матча "Рубин" - "Ростов", - это следующая, более высокая и вредоносная ступень административной глупости, первоначально проявляющейся в бессмысленных, тупых информационных запросах. Потому здоровые силы в среде учительства, директорского корпуса, чиновничества должны организовать своевременное и решительное противодействие бумажному террору бюрократов. Однако одних только мер морального воздействия вряд ли будет достаточно. За саботаж президентского поручения и издание идиотских запросов и обращений, наверное, нужно вводить серьёзную административную ответственность.

Оригинал