Сыктывкар. Вечером, когда я понял, что голова совершенно не работает, решил рассеяться. Телевизор в номере показывает в ужасном качестве несколько программ, но без звука и картинки, а одну со звуком, но с не поддающейся декодированию картинкой. И под рукой ни одной книжки для души. Так обстоятельства вытолкнули в ближайший новенький кинотеатр в ТРЦ «Парма».
Ассортимент для выбора небольшой. Останавливаюсь на «28 панфиловцах». Фильмы о войне я не люблю, поэтому ранее планов смотреть этот фильм у меня и не было. Но остальные фильмы, если судить по названиям, представляли совсем уж простенький американский ширпотреб. Ехать же другой конец города в поисках чего-то иного уже нет сил. Так я попал в 21-40 на эмоционально обсуждавшийся в наших сетях российский фильм.
Кроме меня, в зале еще человек 15. Все в основном в возрасте лет 30-40. Исключением стали я (что-то близкое к ветеранам Куликовской битвы) и совсем юная парочка.
Фильм, как я и ожидал (не зная почему, т.к. рецензий принципиально не читал), красивой и качественно сделанной легендой. Чтобы зритель не спутал жанр, бойцы на марше, демонстрируют высокий культурный уровень и недвусмысленно проводят параллель с легендами о 200 спартанцах, семи самураях и таких же семи ковбоях. Это художественное вступление однозначно определяет жанр начавшегося фильма. И если не пытаться его судить по законам иных жанров (например, документального кино), то фильм вполне удался. Впечатляющие кадры боя, хорошая игра актеров, отличная съемка. Получил не меньше впечатления, чем от просмотра классических фильмов-предшественников.
Разумеется, если судить фильм по критериям исторической правдивости, для чего нет никаких оснований, то он доверия, конечно, не внушает. Я не был на войне, поэтому не мне судить о ее правде. Однако в любом случае в реализм происходящего не верю. Спартанцы-панфиловцы с примитивным оружием в руках творят чудеса и рубят фашистов как капусту. Сидя в окопе на морозе и под жутким артобстрелом, они ведут философские разговоры о Родине и Отечестве, блещут юмором. С помощью эмпатической техники мысленно переношу себя на их место. Мне трудно представить, чтобы в этом момент меня потянуло на такие разговоры. Не исключено, что дело в том, что я не герой, а они таковыми являются?
Однако эти мысли на полях являются невольным отступлением от жанра, что не делает мне чести. Как героическая легенда фильм вполне удался, хотя название, отсылающее к известному историческому событию, сбивает на критерии иного жанра. Однако это уже проблема способности зрителя сфокусироваться на том жанре, который предложен создателями фильма, и не судить их по иным правилам.