Этот текст написал 1 декабря в поезде Москва-Питер. Думал отправить его в Москву и выложить на блоге из гостиницы «Достоевский». Увы, со времен Федора Михайловича, wi-fi в этой гостинице не работает (впрочем, там многое не работает: сушилка, холодильник и т.д.). Поэтому выложил данный текст только сейчас.
Валерий Борщев родился в семье комбрига, выходца из Тамбовской губернии. Мать его была донской казачкой. Смесь военных и казачьих кровей привела к рождению христианского демократа и правозащитника.
Отец Валерия Васильевича по роду службы переводился из одного места в другое. Поэтому в школу Борщев пошел в Большом Нымныре (Якутия), затем учился в Иркутске, а заканчивал школу уже в Ростове-на-Дону. Желание быть свободным, и поступать по своему усмотрению, привело Борщева к тому, что он стал «стилягой» - от своих сверстников участники этого молодежного движения отличались стилем одежды (светлые клеши и т.д.). И хотя отличие в одежде вроде бы никому не вредило, власти относились к этому движению болезненно и преследовали стиляг.
Закончив Журфак МГУ, Борщев начинает работать в «Комсомольской правде». Его основной темой были необычные люди, выбивавшиеся из общей массы своим свободолюбием, порядочностью, убеждениями, идеалами. Такие люди и становились героями его очерков.
В знак протеста против высылки из СССР А.И. Солженицына, с которыми Валерий Васильевич был знаком, Борщев уволился «Комсомольской правды» и пошел работать в журнал «Советский экран», где проработал 3, 5 года. Среди тех, у кого он брал интервью, были Станислав Лем, Олег Табаков, Майя Плесецкая, Аллы Пугачей, Роллана Быкова, Булата Окуджавы. Благодаря Борщеву была впервые опубликована песня Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплементы»: Окуджава не мог положить ее на ноты и Борщев привел к нему женщину-музыканта, знавшую нотную грамоту.
В связи с усилением преследования диссидентов, Борщев выходит из партии и увольняется из журнала. После этого он работает плотником, маляром-высотником, циклевщиком. В 1976 году он входит в Комитет защиты прав верующих. Чтобы его не арестовали, Борщев повидает Москву и несколько лет работает на шабашке. В Москве он также работал в подпольной типографии по изданию религиозной литературы, где занимался переплетом книг. Он также занимался защитой прав заключенных, ездил на станцию Чусовая, где передавал письма, продукты и деньги для политзаключенных через сотрудника колонии, который сочувственно относился к политическим. В своих поездках Борщев получал информацию о нарушениях прав заключенных. В дальнейшем публикация этой информации помогла ни одному десятку заключенных.
К сожалению, в небольшой заметке я не могу описать всю биографию Борщева (хотя мне бы хотелось поддердать в руках и почитать подробную биографию ВВ). Думаю, что об этом должна быть написана книга – увлекательная, интересная и поучительная.
Напишу лишь, что я познакомился с Валерием Васильевичем, когда в 1990 году мы с ним стали депутатами Моссовета. Вначале наши отношения складывались не просто, а в 1993 году мы с ним оказались по разные стороны баррикад. Но затем приверженность правам человека победила. В 1995 году Борщев убедил меня пересмотреть мое отношение к смертной казни. В 1996 году он включил меня в состав Палаты по правам человека ПКС при Президенте РФ, которую возглавлял. Был тогда такой орган, некий аналог нынешнего СПЧ. В 1999 году Борщев стал одним из людей, ориентируясь на которого я вступил в «Яблоко».
В 1996-2008 годах Борщев добился принятия закона об общественном контроле за правами человека в местах принудительного содержания. В 2008 году он возглавил ОНК Москвы и возглавлял ее 5 лет.
В настоящее время Валерий Васильевич – эксперт СПЧ, почетный председатель ОНК Московской области, сопредседатель Ассоциации независимых наблюдателей.
Хочу пожелать Валерию Васильевичу не только здоровья, долголетия и новых успехов, но и того, чтобы в своей последующей жизни он оставил в судьбе нашей страны еще больший след, нежели оставил до сих пор.
3 Дек 2016, 12:29