Последние несколько дней в Госдуме оказались весьма важными с точки зрения перспектив благосостояния нашего региона. Это, конечно, обусловлено очень важным периодом – подготовкой федерального и региональных бюджетов на будущий год.
А начать хочу со слов Президента, прозвучавших на оглашении ежегодного Послания Федеральному Собранию: «К сожалению, порой эти вопросы [благоустройства городов и поселков] решаются кулуарно, и, когда так происходит, действительно хочется спросить: «Вы уверены, что то, что вы предлагаете, исходя только из тех представлений, которые в служебных кабинетах возникают, это самое лучшее предложение? Не лучше ли посоветоваться с людьми, спросить у них, как они хотят видеть улицы, свои дворы, парки и набережные, спортивные и детские площадки?».
Трудно не согласиться с руководителем страны – задать этот вопрос правительству нашей республики действительно хочется. По многим причинам. Главная: почему из-за устраиваемого Маркеловым пира во время чумы должен страдать республиканский бюджет и те, кто от него напрямую зависит – учителя, врачи, работники культуры и все мы?
Объясню свою мысль. 2 декабря состоялось очередное заседание бюджетного комитета, на котором согласовывались поправки в закон о бюджете. Они касались актуальных тем: тут и выделение финансовых средств на обустройство дворов, и на строительство домов культуры, и на установку детских площадок и тому подобное. То есть, на те задачи, в решении которых так нуждается наша республика. Однако Марий Эл была на грани лишения своей доли перспективных выплат. Наша республика входит в 13 регионов, где государственный долг превысил собственные доходы. Но в нашем случае дело усложняется тем, что более 50% общей задолженности республики составляют коммерческие кредиты. Правительство Маркелова не только вынуждено закладывать в бюджет огромные суммы на обслуживание ранее взятых кредитов, урезая и так скудные пайки бюджетников, но и своими действиями отрезает республике доступ к крайне необходимым федеральным деньгам. Основная причина такого бюджетного хаоса в республике состоит в том, что Маркелов проигнорировал пожелание Путина сначала посоветоваться с людьми и решил вопрос чрезмерного архитектурного благоустройства центра Йошкар-Олы в своем уютном кабинете. За его решение вся республика будет расплачиваться еще долгие годы.
Совместными усилиями, вместе с другими депутатами, представляющими «нищие» регионы, мне удалось убедить комитет считать 2017 год переходным и не лишать нашу республику причитающегося финансирования. Коллеги из бюджетного комитета Совфеда поддержали. Однако это чревато тем, что если республиканский минфин не снизит к 2018 году госдолг до 75% от бюджета, то выделенные в 2017 году суммы будут с нашей республики сняты на следующий год. Сомнительно, что правительство Марий Эл сможет добиться такого результата, учитывая, что сейчас госдолг составляет рекордные 105% от бюджета, а на будущий год закладываются 95%.
Похожая ситуация происходила и несколько дней назад на заседании трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям. Речь шла о распределении 1% от налога на прибыль, взимаемого с регионов-доноров в пользу бедных субъектов федерации. По этой программе нашей республике в 2017 году полагается 953,3 миллионов рублей дотаций. Но в связи с зашкаливающим госдолгом и волюнтаристским распределением бюджетных средств поступление этих денег оказалось под большим вопросом. Пришлось просить перерыва в заседании и пытаться донести до одного из заместителей А.Силуанова простую истину – выполнить мероприятия по наведению порядка в бюджетной дисциплине у нашей республики быстро не получится, а деньги нужны как воздух. С осторожным оптимизмом можно ожидать, что эти деньги в республику поступят. Но как быть в 2018 году – непонятно по тем же причинам. И совсем грустно, что вполне сравнимая с нами по всем показателям Мордовия, которая тоже не блещет ни финансовыми результатами, ни благосостоянием населения, на будущий год выступит донором – отдаст таким регионам, как наш, 1 млрд 457 млн рублей, а наша республика – с протянутой рукой.
Не секрет, что даже полное поступление расчетных сумм в нашу республику не обеспечит процветания населения. Ничего оптимистичного в планируемых бюджетах нет. Почему же правительство республики усердствует в своем стремлении осложнить населению жизнь? Депутаты Госсобрания республики из фракции КПРФ говорят, что проект бюджета республики предусматривает рост расходов на государственное управление, огромные суммы на обслуживание кредитов и дальнейшее уменьшение расходов на образование, здравоохранение и культуру. В таких условиях у федерального центра скоро отпадет любое желание дотировать нашу республику.
И последнее. За прошедшие дни на меня обрушился шквал сообщений о задержке выплат детских пособий, особенно – многодетным семьям. Речь идет о более чем 200 обращений только за это утро. Мне удалось сегодня перед заседаниями найти первого заместителя министра финансов России Татьяну Геннадьевну Нестеренко и попросить ее объяснить, чем вызваны задержки в выплате пособий. Замминистра сказала, что федеральная часть денег (пособия на детей до 1,5 лет) перечисляется своевременно, здесь никаких задержек быть не может. А пособия многодетным семьям – зона ответственности региональных бюджетов, т.е. все вопросы – к главе республики.
Готовлю запрос по несвоевременной выплате региональных пособий в прокуратуру. А вообще предлагаю депутатам Госсобрания республики узаконить четкий порядок расходования средств бюджета: сначала социальные выплаты, затем развитие производства, а уж потом погашение кредитов. И в последнюю очередь, на оставшиеся – набережные и фонтаны.