Представте себе российский городок, в котором законы Российской Федерации не работают. Не все конечно, а только часть. Например, не работает жилищное законодательство. А если горячее, то та его часть, которая сулит выгоду отдельным предприимчивым дельцам от бизнеса при условиях отсутствия знаний и ответственности у чиновников, предпочитающих жить и работать по понятиям. Если бы они брали мзду за согласование каких-либо вопросов – это была бы коррупция. А если они не видят нарушений требований жилищного законодательства – это уже некомпетентность. Вот, поди, и разберись: умышленно они вредят гражданам городка или так, от тупости.

Кстати, ухтинцам такой городок и представлять не надо. Однако не всем известен уровень и глубина нарушений в жилищной сфере. В городских СМИ об этих проблемах не узнать – не смеют они пятнать «Жемчужину Севера». Хотя о чем это я? В наше время на «Жемчужину» уже претендует «Столица Мира – Воркута». О чем поведали участники соревнований на спартакиаде северных городов. Действительно, над Воркутой красуется корона северного сияния, а на гербе города Ухта что? Нефтяная вышка, а еще горожанам помнится весенний нефтеледоход. Какая же Ухта – Жемчужина Севера?

Не везет ухтинцам и с «рулевыми» городского округа и с рководителями-специалистами жилищно-коммунального хозяйства. К их смене уже стали привыкать как к смене времен года. Не везет Ухте и с представителями государственных надзорных органов. Похоже, не желают они защищать горожан от чиновничьего произвола, футболя им отписки на их обращения. Никак до них не доходит, что живут и работают они на деньги налогоплательщиков, чьи интересы обязаны защищать. Может это от скудоумия?

Чтобы не быть голословными рассмотрим вопросы незаконной перепланировки и реконструкции жилых помещений в нежилые в многоквартирных домах города.

Дзержинского 22.

Трехэтажный кирпичный дом 1961 года постройки. Собственник приобретенной квартиры № 3 на первом этаже оперативно развернул работы по превращению жилой квартиры под магазин, офис или под иное назначение с устройством входа-выхода на месте окна со стороны улицы. Когда жители дома возмутились шумом и видом строительного мусора перед окнами, то стали требовать проект и разрешающие документы. Предприниматель ринулся в обход квартир жителей дома с бюллетенями для голосования на получение их согласия на реконструкцию в неведомо что.

В квартире 3 ведут работы по перепланировке.

10 октября актив дома собрал 2/3 голосов противников реконструкции и обратился в ГЖИ, администрацию МОГО «Ухта» и в свою управляющую организацию ООО «Ухтажилфонд». Управление ЖКХ городского округа и УО отписались об отсутствии каких-либо документов, а ответ ГЖИ в установленное законом время так и не дошел до адресатов. Жители дома решили вновь обратиться в администрацию города непосредственно к руководителю М.Н. Османову, а заодно и пожаловаться в прокуратуру города. Если пошлют на три буквы – в суд, то придется идти туда. Только вот с какими документами гражданам идти в суд, если муниципальные и государственные органы не в состоянии рассмотреть проблему, принять соответствующие меры и предоставить документы с указанием фактов нарушений? Как говорится, на нет и суда нет.

Два окна первого этажа кв. 17 д.24 по ул. Геологов.

Подвальные коммуникации входят в нижний этаж кв. 17 по адресу Геологов 24.

Эта история самозахвата общедомового имущества трехлетней давности, продолжается до сего дня. В Ухте, похоже, не принято привлекать к ответственности нарушителей жилищного законодательства по выше обозначенным причинам: коррупция или безграмотность надзорных органов.

В 2013 году совет дома обратился в администрацию Ухты, ГЖИ, прокуратуру и полицию о нарушении жилищного законодательства владельцем квартиры первого этажа, устроившего в полу своей квартиры вход в общедомовой подвал и построившего там дополнительное помещение со всеми удобствами площадью 90 кв. метров. Произведя строительные работы с незаконной врезкой в общедомовые сети тепло-, газо- и водоснабжения и устройством сауны, разместил в городской газете объявление о продаже двухуровневой квартиры за 3,3 млн. рублей.
 

«Самозахват» - установили чиновники, но состава административного правонарушения по статье 7.21 КоАП РФ не обнаружили. Об этом 3 апреля 2014 года поведала газета «Красное Знамя» в статье Тамары Просужих «Самозахват по-ухтински». В 2015 году общественники Координационного совета управдомов Ухты обратились в газету «Трибуна» с просьбой вновь поднять общественно-значимую проблему бездействия государственных и муниципальных чиновников. 11 декабря 2015 года вышла статья «Нехорошая квартира» Анатолия Полькина. Активисты КСУ надеялись на внимание республиканских служивых из ГЖИ и прокуратуры. Оказалось напрасно. Не читают республиканские газеты чиновники, не желают они решать проблемы своих работодателей-налогоплательщиков. Может томятся осознанием своей причастности к созданному в республике беспределу в коммунальной сфере и переживают очередной арест кого-то из коллег?

В январские морозы совет дома вновь обратился в ухтинскую прокуратуру: разберитесь с самозахватом нашего общего имущества, повлекшего отсутствие надлежащего тепла в жилых квартирах. В письме от 12 февраля 2016 года №3432ж2013 (не удивляйтесь совпадению с исходящим трехлетней давности) прокуратура сообщила о результатах проверки, что «ранее по данному вопросу прокуратурой города проводилась проверка, о чем давался ответ № 3432 от 08.11.2013. По информации администрации МОГО «Ухта» согласно неоднократных осмотров помещения представителями ООО «СМУ-13» и ГЖИ г. Ухты факт переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по адресу: г. Ухта, ул. Геологов, д. 24, кв. 17 не доказан, однако имеются данные свидетельствующие о самозахвате нежилого подвального помещения являющегося общим имуществом собственников МКД». А далее рекомендовали идти в суд, а по отсутствию тепла - ждать ответа от ГЖИ.

Заглянем в статью 10 Федерального закона «О прокуратуре РФ»: «Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения». Полагаем, что данный факт связан с нарушением статей 17 (п. 4), 19 (п. 5), 20, 22 (п. 4), 25, 26, 28, 29, 30 (п.3 и 4), 36 (п.3), 37, 40 и др. Жилищного Кодекса РФ. Имеет место состав административного правонарушения по статьям помимо указанной 7.21 КоАП РФ и по статьям 6.4, 7.17, 7.19, 7.20, 7.27.1 и 9.5 ч. 5 КоАП РФ. Есть повод для применения статей Уголовного кодекса РФ, например ст. 171 УК РФ - в части незаконного предпринимательства, т.е. реконструкция квартиры с целью продажи по завышенной цене, ст. 158 УК РФ - кража коммунальных ресурсов. Есть возможность привлечь к ответственности и должностных лиц ГЖИ, администрации МОГО «Ухта» и ООО «СМУ-13» за непринятие должных мер по устранению нарушений жилищного законодательства РФ. Причем с 2013 года. Увы! Прокуратура Ухты усмотрела лишь нарушение исключительно имущественных прав собственников дома и рекомендовала заявителям самим защищать свои права в суде.

ГЖИ Ухты, получив от прокуратуры отфутболенный вопрос в части отсутствия надлежащего отопления в жилых помещениях дома, направила заявителям письмо №19-21/67 от 26.02.2016 с сообщением о том, что в связи с отпускным периодом и большим поступлением обращений граждан, срок рассмотрения обращения продлевается до 26.03.2016 г. Три года ждала начальник ГЖИ Ухты М.В. Потолицына повторной жалобы, чтоб наконец-то в очередной раз рассмотреть проблему, а может даже пресечь вопиющее нарушение в потускневшей «Жемчужине Севера». УВЫ!

Двор д. 3 по ул. 30 лет Октября. Заложенны кирпичем окна реконструированных квартир первого этажа и на месте окон устроены загрузочные входы с крыльцами в магазины у первого и третьего подъездов дома.

В кв.4 д.3 по ул. 30 лет Октября демонтированы все межкомнатные перегородки и пол.

Напомню выдержки из статьи «Сирота ухтинская» в газете «Красное знамя» от 28 апреля 2013 г. с некоторым дополнением более поздних событий.

У дома 1975 года постройки изначально не было дренажа. Талые воды и дожди надолго образуют искусственное озеро на тротуаре и дворовом проезде. Но караси да лягушки не успевали прижиться в водоёме, так как вода медленно, но все же утекала в канализационные колодцы. На жалобы граждан местная власть реагировала обещаниями и отписками. Иногда нарастал дополнительный бетонный слой на тротуаре или слой асфальта на дворовом проезде, но проблема оставалась.

В 2007 году в первом подъезде дома появились трещины в кирпичной кладке перегородки техподполья. Проявилось проседание тамбурной площадки вместе с первым лестничным маршем. Разрушения в подъезде ЖЭУшники объяснили опять же шалостью воды, а трещины замазали бетонным раствором. Однако, на наш взгляд, главная причина была в другом. Годом раньше пошла активная скупка квартир всего первого этажа с переводом их из жилых помещений в нежилые – под магазины. Дом застонал от беспрестанных содроганий под напором работающих отбойных инструментов и ударов кувалды. Рушились межкомнатные стены и перегородки, расширялись дверные проёмы в центральной капитальной стене. Окна на наружных стенах превращались в широкие входы и узкие пожарные выходы. Трубопроводные системы дома меняли конфигурацию. Полы первых этажей в ряде квартир разбирали, а новый пол устраивали на уровне грунта. Последняя операция вытесняла продуваемые воздухом подполья, и общедомовые магистральные трубопроводы оказывались в неблагоприятных условиях. Был запущен активный процесс их коррозии.

Где были во время великой разрушительной реконструкции дома надзорные органы и прокуратура, неизвестно. Нарушений законодательства – тьма! Одни производили перепланировку квартир первого этажа без необходимых документов. Другие втихаря подписывали акты приёмки готовых объектов при наличии вопиющих нарушений при проведении строительных работ. Не исключена и фальсификация документов с подписями жителей дома по согласованию ими капитальной реконструкции помещений и строительству новых конструктивных элементов дома. Бесконтрольно и без участия собственников проводились изменения состава и размерных показателей общего имущества МКД. Об отсутствии архитектурного надзора в части требований эстетического оформления стены со стороны двора до сих пор свидетельствуют заложенные кирпичом бывшие оконные проёмы.

А что собственники – молчали? Нет. Когда дом превратился в стройплощадку по реконструкции жилых квартир в объекты предпринимательской деятельности в инспекцию Госархстройнадзора ушло заявление о проверке наличия у заказчиков и подрядчиков необходимых при производстве работ документов:

  1. разрешения ОМС на перевод жилого помещения в не жилое при наличии письменного согласия жителей дома;

  2. акта разрешенного использования земельного участка территории, примыкающей к строительной площадке;

  3. проекта на реконструкцию объекта;

  4. проекта организации реконструкции объекта;

  5. разрешения на реконструкцию объекта;

  6. проекта производства работ;

  7. ордера на производство земляных и строительных работ;

  8. порубочного билета на вырубку деревьев и кустарников;

  9. акта государственной экспертизы проектной документации;

  10. результатов публичных слушаний;

  11. документа разрешающего ввод в эксплуатацию объекта предпринимательской деятельности.

 

То ли инспекция Госархстройнадзора, то ли ГЖИ выяснили, что нет документа, указанного в пункте 5 (о других – ни слова) при переоборудовании двух квартир, где велись строительно-монтажные работы. И привлекли нарушителя как гражданина к административной ответственности в виде штрафа в размере двух тысяч рублей. Причём минимальная сумма штрафа наложена «с учётом обстоятельства, смягчающего степень административной ответственности: раскаяния гражданина». Между тем штраф на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, составлял в 2007 году от 20 до 50 тысяч рублей, а на юридических лиц – от 500 тысяч до 1 млн. рублей. Или предусматривалось административное приостановление деятельности тех и других на срок до 90 суток.

Кроме того, возлагалась ответственность и на должностных лиц, давших добро на подобную варварскую реконструкцию: крупный административный штраф или дисквалификацию до трёх лет. Однако контролирующие органы увидели в нарушении только раскаявшегося гражданина, которому, впрочем, ничто не помешало с размахом продолжать масштабные строительно-монтажные работы. В других квартирах первого этажа законность проведения работ вовсе не проверялась.

Повреждение конструктивных элементов дома в результате всех названных обстоятельств стало особенно заметно по просевшей отмостке сначала у первого, а затем и у второго подъездов. Летом 2012 года образовавшиеся дефекты попытались устранить ЖЭУшники «Ухтажилфонда». Отмостку забетонировали, но следы проседания остались. Осенью вновь образовались трещины и разрушения элементов конструкции в первом подъезде, причём процесс угрожающе прогрессировал. Вдобавок начала крошиться кирпичная кладка внутренней стены, и проявилось заметное проседание пола в тамбуре. Чем все это может завершиться, можно только догадываться. Не исключено и обрушение конструктивных элементов всего дома, когда запас их прочности и устойчивости иссякнет.

Почти год во избежание беды собственники жилых помещений дома пытались привлечь внимание администрации МОГО «Ухта» к серьёзной проблеме. Ответы, как и на обращения собственников других многоквартирных домов Ухты, похожи, как близнецы-братья, и сводятся к утверждению, что органы местного самоуправления не имеют полномочий на защиту жилого фонда города, а «УКашки» им не подконтрольны. Создаётся впечатление, что администрация Ухты – это частная фирма, некое ЗАО, хотя живёт она как раз на деньги этих самых граждан.

В ноябре 2012-го, не найдя понимания в ОМС, Совет дома был вынужден прибегнуть к помощи созданного командой Алексея Навального сайта «РосЖКХ», который оказывает поддержку гражданам в борьбе за сохранность своего жилья. Электронные обращения от имени автора автоматически разошлись по пяти адресатам, призванным, в соответствии с законодательством России, контролировать решение обозначенной проблемы. Это и Роспотребнадзор, и прокуратура, и Министерство архитектуры и строительства, и Государственные жилищные инспекции, и… В общем, сотни нянек-чиновников, которых мы содержим, чтобы они решали наши проблемы. Увы, «органы» в итоге отфутболили обращение в ухтинскую администрацию. И дальше, как понимаете, молчок…

Пройдя трижды по этому порочному кругу – результата не увидели. В «РосЖКХ» выложили информацию о положительных решениях многих тысяч проблем, проходящих через их сайт в большинстве регионов страны. По несчастью, Коми отнесена к проблемным регионам, то есть у нас в республике образовалось некое мёртвое море, где тонут обращения и надежды граждан. Правда, когда согласно российскому законодательству пришло время наказать «молчунов», в адрес автора 21.02.2013 пришли два заказных одинаковых письма от МУ «УЖКХ». Цитирую: «На данном этапе управляющей компании ООО «Ухтажилфонд» (до этого было МУП «Ухтажилфонд») рекомендовано организовать систематическое наблюдение за состоянием трещин и возможным их развитием с тем, чтобы выяснить характер деформаций конструкций и степень их опасности для дальнейшей эксплуатации здания. В соответствии с графиком наблюдения периодически осматривать трещины и маяки, и по результатам осмотра составлять акт, в котором указываются: дата осмотра, схема расположения трещин и маяков».

Заканчивался апрель 2013 года, а ни наблюдателей, ни маячков, ни графика наблюдений, ни актов никто не увидел. А значит, истинные причины беды, грозящей дому, не установлены. Кстати, максимальный разрыв между слоями кирпичей зафиксировал на фото в размере 5 см проседания. Но это не помешало ухтинским чиновникам найти «решение» проблемы. Оно простое, как мычание: «Согласно п. 2 ст. 45 ЖК РФ, Вы, как собственник помещений МКД, можете быть инициатором внеочередного общего собрания для рассмотрения вопроса о необходимости асфальтирования дворового проезда с обустройством водоотвода и планировкой грунта Вашего дома за счёт затрат собственников МКД».

То есть администрация Ухты предложила собственникам дома, не установив точных причин проблемы, в очередной – уже третий по счёту! – раз скинуться на асфальтирование дворового проезда, находящегося в собственности муниципалитета, оплатить проект устройства водоотвода и его строительство. Разумеется, в качестве благотворительности. Цена вопроса, похоже, была около 1 млн. рублей плюс 180 тыс. рублей НДС в доход государству российскому. Разумеется, в ответе нет ни слова о том, что МУП «Ухтажилфонд» при попустительстве власти, во-первых, довела дом до такого состояния своим бездействием, а во-вторых, что она только в 2011 году задолжала собственникам почти полмиллиона рублей.

Когда в РосЖКХ было направлено четвертое обращение с требованием наказать за отписки, ООО «Ухтажилфонд» направило в первый подъезд бригаду, которая за два дня разобрала стены, отделяющие техподполье от подъезда, и лестничный марш. Новой кладкой устранили следы пятисантиметрового проседания и наклона ступеней. Позднее сообщили, что ни одна из строительных организаций не согласилась на проведение экспертизы по установлению причин проседания грунта, а в конце года «Ухтажилфонд» разослал собственникам уведомления об отказе обслуживать их злополучный дом.

Осенью 2016 года своеобразно был решен вопрос асфальтирования дворового проезда. В мае 2014 года ухтинский суд обязал администрацию заасфальтировать муниципальный дворовой проезд до 30 июня 2015 года. Далее судебные приставы продлили исполнение решения суда до 8 августа 2015 года и получили от экс руководителя администрации И. Михель подпись на предупреждении о привлечения его к уголовной ответственности за неисполнение решения суда. Исчез из Ухты неподсудный И. Михель, благополучно отмолчался А. Бусырев и только с приходом М. Османова в октябре этого года выполнили работы по асфальтированию проезда с уклоном в сторону соседнего дома, в конце которого есть приемник муниципальной ливневки. В результате под слоем асфальта оказалась часть бордюров проезда и запечатаны некоторые люки канализационной сети «Ухтаводоканала», не отремонтирован разбитый тротуар и забитый грязью карман для разъезда встречных машин.