Вот и первый item (не знаю как это по-русски) моей новой коллекции открыток с изображением марийцев (черемисов). Номерная открытка фирмы мусьё Шерера из цикла «Типы России» (1903 г.).
Альбом для открыток у меня уже был — с простенькой обложкой из кожзаменителя. Я купил его года два назад, чтобы хоть куда-то рассовать скопившиеся в огромном количестве советские поздравительные открытки. Эти открытки наша семья получала от родственников со всего Советского Союза. Обычно их не выбрасывали, а складывали в нижний ящик письменного стола. Потом мы с братом, обуреваемые жаждой коллекционирования, взяли конторский дырокол и... продырявили все открытки, чтобы сложить в скоросшиватель. Тем самым, как вы понимаете, разом уничтожив их последнюю коллекционную ценность.
Очень быстро я понял, что так мне никаких альбомов не хватит, и остальные открытки запихал в коробки из-под конфет. И вот альбомчик пригодился! Я вынул из первой пластиковой страницы с кармашками советские новогодние карточки и торжественно поместил в верхний кармашек своё новое приобретение.
Рассмотрим открытку поближе. Легенда на ней гласит:
Типы России. - Types de Russie. № 112.
Черемисы. - Tchérémisses.
[Оборот:]
ВСЕМIРНЫЙ ПОЧТОВЫЙ СОЮЗ. РОССIЯ.
Union Postal Universelle Russie
Открытое письмо. - Carte Postale.
Мѣсто для марки.
Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и Ко. Москва 1903 Phototypie Scherer, Nabholz & Co. Moscou.
Об изображении пока ничего не скажу, а вот о фирме, выпустившей эту открытку, поведаю. История у неё интересная.
«В 1868 г. Мартин Шерер сдал свою фотографическую фирму «Шерер, Набгольц, бывшая А. Бергнера» в аренду курляндскому гражданину А.И. Мею с условием сохранить прежнее название фирмы (в новое название ввели только знак «К°»). Арендный способ передачи фирмы новому лицу оставлял за фирмой ее прежние заслуги и права, в том числе право воспроизводить на своих работах прошлые награды (медаль Фотографической выставки 1865 г., изображение российского герба, пожалованного за выполнение государственного заказа) и выполнять заказы императорского двора, т.е. называться «фотографом Его Императорского Величества»...
...Фирма Мея участвовала во всемирных фотографических выставках, например в 1897 г. в Стокгольме; издавала почтовые карточки с видами российских городов, которые распространялись во многих городах мира. Очень популярными в России были выпускаемые фирмой серии открыток: типы народов России и виды городов, которые исполнялись не только по собственным фотографическим работам, но и по прекрасным снимкам других фотографов. С 1910 г. фирма стала издавать и цветные фототипии.
Последний раз название фирмы встречается в комплекте фототипий, посвященных теме русских городов и изданных в 1918 г. Дальнейшая ее судьба неизвестна...
Особенным в жизни Альберта Ивановича Мея стал 1894 г.: 19 октября министром внутренних дел России были разрешены «бланки открытых писем частного изготовления». До этого времени бланки открытых писем в России выпускало с 1 января 1872 г. только почтовое ведомство.
О постановлении 1894 г. сообщалось в печати на протяжении нескольких лет, особенно часто и пространно в адресных и справочных книгах. Вот один из примеров: «Открытые письма допускаются к пересылке только на установленных бланках (правительственного и частного изготовления). На адресной стороне бланка, кроме подробного адреса, ничего другого писать не дозволяется, за исключением своего наименования и места жительства, воспроизводимых рукописно или посредством штемпеля и всякого печатания. Содержание открытого письма не должно заключать в себе чего-либо, противного законам, общественному порядку, нравственности и приличию. Не удовлетворяющие этому требованию не отправляются по назначению. Бланки открытых писем частного изготовления по формату и плотности бумаги должны соответствовать бланкам, изготовляемым почтово-телеграфным ведомством, и не превышать 14 сантиметров (3⅛ вершка) в длину и 9 сантиметров (2 вершка) в ширину. Бумага для бланков может быть употреблена только светлых тонов.
Бланки открытых писем, изготовляемые специально для обращения в пределах Всемирного почтового союза, должны иметь на лицевой стороне следующее заглавие на русском и французском языках: „Всемирный почтовый союз. Россия. Union Postale universelle, Russie“. Открытое письмо — „Carte postale“. Виньетки и рекламы могут быть отпечатаны только на оборотной стороне бланка, причем печатание их во всем подчиняется правилам Устава о цензуре и печати».
Российским фотографам предлагался новый увлекательный бизнес — помещать фотографический сюжет на бланках открытых писем, да и еще для Всемирного почтового союза! К 1887 г. из России можно было отправлять открытую корреспонденцию в следующие государства, входящие в состав Всемирного почтового союза: Англию, Францию, Австрию, Бельгию, Германию, Грецию, Данию, Италию, Испанию, Норвегию, Швецию, Швейцарию, Португалию, Румынию, Сербию, европейскую Турцию, Голландию, Черногорию и Северо-Американские Соединенные Штаты..."
Из книги: Шипова, Т.Н. Фотографы Москвы — на память будущему. 1839–1930: Альбом-справочник. М.: Изд-во объединения «Мосгорархив»; АО «Московские учебники», 2001.
Другие публикации о моей коллекции гравюр и открыток
Гравюра по фотографии Рауля "Черемисы Симбирской губернии" (1880).
Другие публикации о моей домашней библиотеке
Крестовская, М. Костюм на сцене. - Л., 1930.