Краткая справка. Юрий Иванович Ерофеев публицист, общественный деятель, организатор Московского землячества выходцев из Марий Эл. За большой вклад в укрепление межнационального мира и согласия награжден Золотым почетным Знаком Консультативного Совета при Правительстве Москвы. Долгое время работал в центральном аппарате КГБ СССР, возглавлял Управление КГБ по МАССР, первый полномочный представитель республики при Президенте Российской Федерации, член Экспертного совета по межнациональным вопросам Государственной Думы Российской Федерации. Полковник Федеральной службы безопасности Российской Федерации в запасе.
 

1 декабря 2016 года исполнится ровно год, как состоялась официальная регистрация федеральной национально-культурной автономии марийцев Российской Федерации, инициированная её учредителями, представляющими две региональные организации в лице НКА Удмуртии и Ленинградской области при одновременном наличии также РНКА в Башкортостане и Татарстане с активным участием чиновников из Минкультуры РМЭ, функционеров «Мер канаш» и непосредственно депутата Госдумы VI созыва Л.Н. Яковлевой.

Но сегодня каждому из нас любопытно знать, а что же в результате этого получилось? Причем, хотелось бы услышать мнение как самих руководителей ФНКА, так и её рядовых членов. Например, что же она привнесла нового, отличительного, чего нет скажем и в помине у простых, обыкновенных этнокультурных организаций? Таких, как «Мер канаш», «Мари Ушем» или псевдоэлитарный «Марийский национальный конгресс»?

Ради справедливости обязан заметить значительную работу, проделанную по созданию местных национально-культурных автономий учредителями в Кировской области (3), Нижегородской области (4), в Татарстане (4), Удмуртии (4), а также в Ханты-Мансийском (1) и Ямало-Ненецком (1) автономных округах. И в особенности накануне самой регистрации. Именно тогда появились МНКА марийцев в Новочебоксарске (Чувашия), г. Набережных Челнах (Татарстан), г. Нягани (ХМАО) и г. Салехарде (ЯНАО). И эта тенденция количественного роста продолжилась в первой половине 2016г., примером чего являются МНКА марийцев в Бирском районе Башкортостана, а также в г. Можге Удмуртии.

Но, к сожалению, статистикой Минюста РФ на сегодняшний день абсолютно не зафиксировано присутствие в Госреестре юридических лиц РНКА и МНКА марийцев Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Видимо, у регистраторов имеются к ним веские претензии, что должно стать предметом повышенного внимания и разбирательства со стороны руководства ФНКА. А лично меня интересуют и другие вопросы. Например, сколько проведено руководящими (рабочими) органами федеральной автономии заседаний? Что на них рассматривалось и какие решения принимались? Какова их результативность?

Юридическим адресом в Уставе ФНКА указано постпредство РМЭ, расположенное по улице Большая Якиманка, дом 50 (г. Москва), которое по мнению прокурорских работников, надзирающих за деятельностью общественных организаций, нельзя использовать в этом качестве по причине его принадлежности к исполнительной власти Республики, ибо национально-культурные автономии создаются на принципах экстерриториальности и независимости от титульных республик. То есть, данное помещение (как у дипломатов) как бы является частью территории Марий Эл. Вполне возможно, что у ФНКА марийцев имеется фактический адрес, скажем, по месту другой работы Л.Н Яковлевой в качестве руководителя общественной организации «Воспитатели России» (параллельно с депутатством), избранной еще 2012 году, где беспроблемно можно собираться и проводить различные мероприятия. Речь идет о Банном переулке в г. Москве, дом № 3 (телефон: +7 — 495 692 50 60).

Интересно также знать, а какова дальнейшая судьба исполнительного директора ФНКА А. Горбуновой – бывшей помощницы Ларисы Николаевны по Госдуме, которая до сих пор согласно данных ЕГРЮЛ является главным, официальным, должностным лицом, располагая правом без всякой доверенности представлять интересы марийских «федералистов-автономистов», но будучи этнически никак несвязанной с марийской нацией? К стати, Горбунова одновременно являлась, а может быть и до сих пор является председателем ревизионной комиссии ОО «Воспитатели России».

Проблемы функционирования национально-культурных автономий в стране в рамках реализации профильного закона с некоторых пор стали предметом и моего личного исследовательского интереса. В июне 2016г. в научных трудах исторического факультета МГУ им. Ломоносова вышел мой объемный материал на эту тему в виде интервью. В ближайшее время в журнале «Вестник Российской нации (включен в список ВАК России) в соавторстве с В.А. Михайловым – профессором, зав. Кафедрой национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ выйдет совместная теоретическая статья, где найдут отражение наши предложения, связанные с подготовкой новой редакции ФЗ «О национально-культурной автономии»

Кроме того, я только что завершил историко-этнографический проект «Национально-культурные автономии Российской Федерации (1996-2016 г.г.)» , где содержится более 80 статей обо всех этнических общностях, представителями (гражданами) которых созданы общественные структуры подобного типа с отбивкой их исторического происхождения и демографических показателей присутствия в составе народонаселения современной России. В перспективе текстовый материал будет дополнен иллюстративным рядом (фото, документы, диаграммы и т.д.), а, возможно даже видеофильмами, видеоклипами (в случае электронной версии) по каждому этносу, включенному в проект. Этот своего рода атлас призван стать научно — методическим пособием для ученых, аспирантов, студентов ВУЗ-ов, а также для госслужащих, работающих в данной сфере, и, естественно, для функционеров-общественников. В нём, естественно, есть статья о марийских МНКА-ФНКА с указанием их географического расселения. А начинается весь этот перечень с мало кому известной общности абазинов и далее следуют другие этносы, расположенные в алфавитном порядке, среди которых имеются, например, нивхи — древний, коренной народ Сахалина, прозванный русским населением как гиляки. Появление их в списке учредителей НКА оказалось не простым делом. Долгие годы в ведомственном реестре Минюста фигурировала местная национально-культурная автономия под названием «Ноглики». В ходе проведенного уточнения оказалось, что это всего лишь наименование районного центра. Пришлось подключать аппарат сахалинского сенатора в Совете Федерации, с помощью которого удалось установить этническую принадлежность данной МНКА, призванной решать непростые задачи по сохранению языка, культуры, традиций российских граждан-нивхов с численностью в 4652 человека (перепись 2010 г.).

В порядке информации также не могу не сказать и про то, что на прошедшем 31.10.2016г в г. Астрахани заседании Совета по межнациональным отношениям с участием В.В. Путина основной докладчик – В.Ю. Зорин, зам. директора института этнологии и антропологии Российской Академии наук, использовал мои новые наработки, характеризующие нынешнюю ситуацию в сфере деятельности национально-культурных автономий.

И в этой связи могу сказать, что я готов оказывать консультативную помощь марийским НКА в надежде на то, что их голос не затеряется в кругах многонационального российского социума. Конечно, если этого они захотят и не испугаются контактов со мной А пока вынужден сообщить, что фамилии Яковлевой Л.Н. не оказалось среди членов президентского Совета, куда вошли представители 15 ФНКА, за исключением армян, грузинов, ногайцев и марийцев. Их места заняли руководители Общероссийских организаций, в частности А. Абрамян – президент «Союза армян России», А. Паскачев – председатель «Российского конгресса народов Кавказа» и хорошо нам известный П.Н. Тултаев, возглавляющий «Ассоциацию финноугорских народов Российской Федерации», который сменил свой статус с мэра г. Саранска на должность Главы администрации столицы Мордовии. Станет ли когда-либо представитель ФНКА марийцев России полноправным членом общественного Совета при Президенте Российской Федерации? На этот риторический вопрос трудно ответить, хотя в нем незаслуженно, на мой взгляд, занимают места так называемые лидеры ФНКА ассирийцев, цыган, поляков, курдов, в основании которых имеются всего лишь одна-две региональные организации и несколько местных. Эти объединения давно прекратили своё общественное развитие и держатся на «плаву» лишь потому, что никто по-серьезному не интересуется их деятельностью на предмет соответствия федеральному закону « О национально-культурной автономии». Но для того, чтобы ФНКА марийцев безоговорочно признали на федеральном уровне, нужна серьезная работа. Эту репутацию нужно заслужить. А пока она угасает, «так и не войдя во цвет».

И началось это ещё со стадии учредительного, регистрационного процесса, прошедшего под протекцией и при серьезных нарушениях закона, минуя даже ведущие отделы Департамента по работе с некоммерческими организациями Министерства юстиции РФ. Как мне известно, по министерским нормативам через год марийская ФНКА будет подвергнута комплексной проверке, в ходе которой, соответственно, всплывут все имеющееся прегрешения. А поэтому, пока не поздно, следует провести все хозяйство а порядок.

Кто это может сделать? Возможно, Анатолий Ильич Радыгин, на которого я продолжаю надеяться несмотря на былые «критические стрелы» в его адрес. И то, что он сегодня не проявляет активности в публичных дискуссиях в интернете от своего имени, думаю, что это связано с серьезным у него разочарованием, возникшем в силу отсутствия весомых результатов в активе ФНКА и крушением надежд под воздействием кризисного состояния марийского национального движения, продолженного в послесъездовский период.

Короче, если мы не хотим потерять ФНКА, как это случилось в 2008г. с «Мер канаш», то следует трезво оценить ситуацию внутри неё, в том числе через призму роли экс-депутата Госдумы Яковлевой. При этом раз и навсегда следует «зарубить себе на носу», что федеральная национально-культурная автономия по свой общественной природе не может обладать всеобщей объединительной функцией в рамках всего марийского народа, ибо членами её являются только те, кто живет за пределами Марий Эл. А это значит, что она не имеет законного права говорить за весь марийский этнос и тем более, представлять его интересы, как единственно существующая организация. Пора покончить с подобными мифами (!!!).

Есть и второй серьезный недостаток, коих вообще-то немало, и который заключается в том, что национально-культурная автономия предполагает мононациональность, что исключает в определенной степени участие большого количества тех, кто родился от смешанных браков и не определился в своей этничности в условиях отсутствия паспортной графы. Эти ограничения не свойственны, например, земляческим и другим национальным объединениям, которые могут комплектоваться людьми иной крови, пожелавшими узнать и по-возможности освоить язык, культуру и традиции конкретно взятого народа, граждане которого создали ту или иную организацию.

Я неоднократно слышал мнение отдельных республиканских чиновников из Марий Эл по части ответной реакции на эйфорию вокруг созданной ФНКА. И должен сказать, что в их речах явно преобладало желание побыстрее «сбагрить» её, пустив в «свободное плавание» в поисках пристанища и надежных источников финансирования, чтобы снять с Республики долю этой нагрузки и ответственности, Чем закончится данное путешествие с учетом невыразительных для «единороссов» итогов в сентябрьской 2016 г. избирательной кампании? Вполне возможно, что в бюджете РМЭ на 2017 год заметно сократятся расходы на национальную политику. Может быть, в меньшей степени к ФНКА, а больше к «Мер канаш» и «Марийскому национальному конгрессу» Л. И . Маркелов вправе предъявить серьезные претензии, особенно в сравнении с успехами «Марий Ушема» показавшего себя реальной электоральной силой, пусть даже с учетом объявившейся в своих рядах группки «коллаборационистов» под воздействием Яковлевой, которая, начиная с 2007 года, стала системным промаркеловским апологетом. Правда, некоторые из них пытаются всячески открещиваться от маркеловского влияния. На днях одного из них – В.К. Иванова президиум МАОО «Марийский мир-21 век» освободил от должности вице — президента, рассмотрев в его действиях откровенное раскольничество.

Теперь они, увлеченные политической демагогией, пытаются все неудачи марийского национального движения взвалить на плечи одной РОО «Марий Ушем». Не случайно в интернете появились статейки, призывающие «Марий Ушем» возглавить политическую борьбу за кресло будущего Главы республики, что неминуемо может привести к ликвидации старейшей организации в конце её 100-летия по причине нарушения ФЗ «Об общественных объединениях». Согласно данному закону ныне «Марий Ушем» имеет право лишь участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном федеральным законодательством, которое гласит, что это должно быть прописано в Уставе общественной организации (редакция ФЗ от 12.03.2002г. № 26-ФЗ). Кроме того, общественной организации разрешено предлагать свои кандидатуры для включения в общий список кандидатов, вдвигаемых избирательным объединением во главе той или иной политической партии, имеющей свои подразделения, скажем, на территории Марий Эл. Таким образом, в центре политической борьбы за интересы марийцев должны быть региональные отделения политических партий, а не «Марий Ушем»(!).

Так что подобного рода наскоки на РОО «Марий Ушем» — это по крайней мере несерьезно и нечестно, а тем более, имеющие политические последствия. Да, в печальные 90-е годы в стране допускалась регистрация отдельно взятых общественно-политических организаций. Но сейчас этого нет. И если даже рассматривать законность участия части «марийушемовцев» и их сторонников на стороне местных коммунистов в предвыборный агитационный период, то и здесь лучше подходить с позиций возможного использования данного опыта в практике других политических партий, имеющих свои подразделения в Марий Эл, поскольку законом не допускается создание их на принципах национальной принадлежности будущих партийцев.

Само же делегирование Л.Н. Яковлевой как активного члена «Единой России» в поисках счастья в одномандатном округе, я склонен рассматривать как тактическую уловку с целью нейтрализации симпатий марийских избирателей в пользу КПРФ. Т что у Яковлевой не все получилось, так это не только её вина. И Ларисе Николаевне не стоит позиционировать себя гонимой жертвой Маркелова, а наоборот гордиться оказанным доверием. В противном случае не ближайшие сроки её политическая карьера может оказаться в тупике.

Правда, есть шанс заслужить свой авторитет, если она осмелится возглавить реформирование застоявшегося болота в лице регионального представительства партии власти. Как например, это сделал Александров Г.П. – управляющий трестом «Маригражданстрой», один из учредителей в РМЭ регионального отделения «Единой России» открыто выступив против маркеловского коррумпированного беспредела. Но хватит ли у Яковлевой духа на это? Или она как госпожа Х. Клинтон, будет после поражения продолжать через своих преданных единомышленников «мутить воду» вокруг ненавистного ей «Марий Ушема»?

Имеется и другая возможность для её самосохранения, скажем, возглавить координационный (консультативный) межпартийный процесс, предварительно разобравшись в вопросах: а сколько марийцев состоит в рядах действующих в республике политических партий? Какую роль они играют в интересах марийского народа? Почему марийцев так мало среди депутатов Госсобрания? В итоге, может быть, её удастся определиться с единой кандидатурой на пост будущего Главы Республики из числа достойных марийцев. А что касается первой годовщины со дня образования марийской ФНКА, то я бы пожелал ей членам всяческих успехов но особенно не полагаясь на помощь со стороны Марий Эл. Далее идеально было бы, если руководству ФНКА удалось бы заключить договоры (соглашения) с властями Кировской, Нижегородской, Ленинградской областей, а также Башкортостана, Удмуртии, Татарстана, ХМАО, ЯНАО на предмет получения финансовой, организационной поддержки в разработке и реализации целевых программ и проектов для сохранения и развития марийской культуры, а также активного использования родного языка в образовательном процессе.

А вот по части анонимных статей появившихся на сайте MariUver,нельзя не заметить, с какой иллюзорной легкостью автор или группа авторов рассуждают на заданную тему. Ими могут быть: либо дилетанты (профаны) в сфере общественной деятельности, неучитывающие в каких сложных условиях приходится работать, скажем «мариушемовцам» без собственного постоянного угла и наличия надежных источников финансирования; либо это провокаторы (умники), пытающиеся спровоцировать фальстарт с целью зараннего выявления планов общественных объединений на предстоящие выборы Главы РМЭ для возможного перехвата модераторских функций. Когда-то я даже писал, что рано или поздно промаркеловские люди, включая журналистов, придут на данный сайт в противовес публикациям антимаркеловского характера. Сегодня, когда всем стал ясен информационный проигрыш, причем по всем статьям, существующего в Марий Эл режима, созданного с участием партии власти, мы вполне можем допустить стремление этих людей взять инициативу в свои руки и выступить под флагом благодетеля марийского народа и перегрузки национального движения. К этому мы должны быть готовы, ибо время идилистического подхода в оценке окружающей действительности, характерное 90-ым годам ХХ века, прошло. Лик народившегося капитализма и местной буржуазии наглядно представляется во всех своих ипостасях, где немалая роль принадлежит и тем, кто из числа марийцев подрядился преданно служить хозяевам жизни.

В данной связи считаю необходимым, прежде всего, выяснить подлинное авторство статей, без чего невозможно доверие к ним. И совершенно прав один из читателей сайта, обратившийся к его администратору с осуждением подобных публикаций, видя в них уничижительное отношение к марийцам.

Нельзя игнорировать и попытки активизации отдельных «молодых мари» на данном сайте. Главное пожелание к ним – действуйте, но без излишней фронды и пижонства, сохранив энергию служения народу как можно надолго и уважая опыт, заветы предшествующих поколений!

Пользуясь возможностью обратиться к участникам общего годового собрания РОО «Марий Ушем», я вместе с М.А. Долговым – президентом МАОО «Марийский мир-21 век» хотели бы видеть данную организацию и дальше в авангарде всемарийского национального движения, способную к саморазвитию и самосохранению в условиях жесткого прессинга со стороны недругов и несмотря на происки временных попутчиков изнутри. Ваш коллективный подвиг и праведный труд во имя Марийского народа войдет в историю родного края. Желаем вам крепкого духа и дальнейшей активности, как непременных условий для новых достижений и достойной встречи юбилейной, эпохальной даты!

Юрий Ерофеев