Мы помним. Мы есть. Мы продолжаем.
11 ноября в селе Мустаево по инициативе, так называемых, «молодых мари» было проведено памятное мероприятие в честь общественного деятеля Шабдара Осыпа.
Место и дату выбрали неспроста. Иосиф Архипович Шабдаров родился 27 марта 1898 в деревне Малая Лужала, которая находится возле Мустаево. А в самом Мустаево есть школа, гордо носящая имя известного марийского драматурга и писателя. 11 ноября в «кровавом» 1937 году его расстреляли в Троицких лесах за якобы «контрреволюционную деятельность в пользу буржуазной Финляндии».
Как известно, Шабдар Осып писал не только просветительские и патриотические стихи, прозы и поэмы, но и всячески участвовал в культурной жизни своего народа и страны, в целом. Он призывал оберегать природу, гордится своим национальным происхождением, созидать во благо малой и большой родины. Его труды печатались в журналах «У илыш», «У вий», в газете «Йошкар кече». Мастер глагола является автором таких известных книг, как книг «Кӱсле йӱк» («Звук гуслей»), «Вурс йӱк» («Стальной звон»), повестей «Кориш» («Гриша»), «Акыр саман» («Гибель мира»), «Телеграмма», «Тӱшка вий дене» («Коллективными усилиями»), романа «Ӱдырамаш корно» («Доля женская»). Кроме этого он также занимался культурными изысканиями, которым посвящал свои статьи, где описывал особенности марийской литературы и проблемы её развития. Его пьесы ставились в марийском государственном театре. Даже современники – видные отечественные и заграничные учёные – дают сверхвысокую оценку работам Иосифа Архиповича, называя его одним из основоположников марийского художественного слова.
Несмотря на признание поэта при жизни и его востребованность в сфере межнациональных взаимоотношений государства – Шабдар Осып сочинял на двух языках, был вхож в одну из московских идеологических редакций, участвовал в работе Всесоюзного съезда советских писателей от марийской творческой организации (и на пленуме Правления Союза писателей СССР, посвященном Александру Пушкина - выступил в нем с докладом «Пушкин и марийская литература»), постоянно восхвалял большевиков, приветствовал «социалистические преобразования» – его не пощадили. По абсолютно надуманным причинам советская власть посчитала его врагом народа. Иосиф Шабдаров попал под молот бездушной репрессивной машины. Уж слишком искренне он приветствовал образование Марийской автономной области в своём торжественном стихотворении «Эй, трудящийся мари, радуйся!» («Эй, шемер марий, йывырте»). Может быть, коммунистов стала раздражать бесстрашие, искренность и национальная ориентированность Иосифа Архиповича, ведь в ярких очерках он часто вспоминал тяжёлую жизнь своего народа в годы гражданской войны. И именно он совместно с Олыком Ипаем и Сергеем Чавайном создал легендарную эпическую поэму «Песнь о богатыре Чоткаре» (где описывалась судьба марийского народа) в форме поэтического письма генеральному секретарю ЦК ВКП(б) Сталину-Джугашвили.
Помимо активистов в памятной акции также приняли участие учителя школы имени Шабдара Осыпа и глава общины МТР Куженерского района Александр Колчев. Мероприятие проходило на русском и марийском языках. Открыл его Николай Шабдаров.
– Поро кече! С большими опасностями к вам доехали из Йошкар-Олы, гололёд страшный, дорога блестит, как зеркало, – начал Николай и сразу продолжил. – Но мы посчитали, что это, своего рода, проверка. Мой прямой предок Осып Шабдар не боялся трудностей, значит, и нам нельзя останавливаться или откладывать. Тем более у меня с его биографией есть неестественные совпадения. Я родился 30 октября, то есть в День памяти политических репрессий. И пока заезжал к вам Мустаево, мне позвонили и сообщили радостную весть – у меня сын родился. Первенец! Обязательно назову его марийским именем! <…> Осып Шабдар всегда, до последнего со своими товарищами стремился воссоединить марийцев. Он мечтал о лучшей доле для своего народа. И мы должны стремиться к этому же, продвигать их идеи <…> Я не только чту свой род, я вообще предлагаю всем возрождать свои родá. Надо уважать историю, поддерживать традиции, кое-где даже возрождать традиции и своим примером показывать наше стремление. <…> Мы есть, надо объединятся, поддерживать только своих.
Слова Николая дополнила его сестра, активиста марийской автономии «Ший корно» (Санкт-Петербург), Екатерина: «Тачысе кече, марий калыкын илышыштыже, ик эн' шу"лыкан да шучко кече семын шарналт кодеш. 11 кылме тылзын 1937 ийыште марий калыкын лу"мло", йоратыме ен"ышт-влак ош ту"ня дене курымлан чеверласеныт. Марий литературылан негызым пыштыше Сергей Григорьевич Чавайн, кугу талантан марий писатель Шабдар Осыпын тиде шучко, ву"ран ий у"мырыштым лугыч ыштен. Тиде огыл гын, эше мыняр суапле пашам нуно шке илышыштышт ыштен шуктат ыле, мыняр лудшо ен'-влакым шке пашашт дене куандарат ыле. Нуно уке лийме дене марий кундем веле огыл, а пу"тынь Россий нужнан'ын. Ме, самырык тукым,тыгай патыр-влакым нигунамат мондышаш огынал. Нунын ту"н'алме пашаштым умбакыже шуйышаш улына. Шке ту"выранам, илыш йу"ланам, шочмо марий йылмынам арален, виян'ден колтымаште вийнам чаманышаш огынал». А директор мустаевской школы, принимавшая серьёзное участие в организации памятной акции, Людмила Глушкова в свою очередь тоже отметила: «Мы приятно удивлены. Молодёжь – наше будущее. Мы, педагоги и работники образования, всегда будем поддерживать подобные общественные инициативы. Такое желание изменить мир к лучшему просто не может не радовать». Акция закончилась возложением цветом к бюсту-мамятнику Иосифу Архиповичу и посещением сельского краеведческого музея при учебном заведении.
«Молодые мари» также поделились информацией о том, как они совместно с Минкультом устроили в Йошкар-Оле встречу Олега Тактарова с марийским национальным сообществом, провели в Чумбылатском карьере День финно-угорских предков, помогали карту Сернурского района Мамаеву Вячеславу Михайловичу и тоншаевскому общественнику Юрию Юсупову после 60 лет «молчания» возрождать в Нижегородской области моления Марий йӱла. В ближайших планах: аналогичные поездки «по стопам репрессированных» по иным районам республики, расширение движения и подготовка доклада «Риски замедления развития FU-народов в случае изменения административно-территориального устройства РФ (укрупнении регионов)» к форуму «Фурор» в Коми.
Источник: Этнопортал MariUver