Понятие "православные активисты" имеет очень туманный характер. Видимо, его придумали журналисты для обозначения разнообразных всплесков публичной антилиберальной активности, обосновываемой ссылками на догматы православия и "традиционные ценности". Эти всплески вызывают ассоциации со столь же аморфным черносотенным движением начала ХХ века. Они имеют ситуативный характер: в ответ на созданный либералами конкретный раздражитель начинается мобилизация желающих принять участие в акции протеста. Количество и структура участников зависит не только от силы раздражения, обозначаемого на языке этих активистов как "оскорбление чувств верующих", но и от множества разнообразных факторов, которые выводят тех или иных людей на акции. Говорить о стихийности проявления оскорбленных чувств вряд ли есть основания, так как за большинством акций стоят конкретные организации и лидеры консервативно-православного толка. Подсчитать можно только тех, кто принял участие. Именно они обозначаются в СМИ как "православные активисты". Судя по имеющимся репортажам о прошедших акциях, это в каждом случае десятки людей. Однако их акции вызывают большой общественный резонанс благодаря повышенному вниманию к ним СМИ.

А толерантное отношение к ним правоохранительных органов заметно умножает их реальную силу. Поворот российского общества к консерватизму является причиной того, что их акции встречают молчаливое и сочувственное отношение существенной части россиян. Таким образом, "православные активисты" представляют собой вершину айсберга непонятной величины и еще менее понятного потенциала. Серьезного научного анализа этого феномена пока нет. Во многом, видимо, в силу его относительной новизны. Правда, у этого нового явления есть предшественники уже в новейшее время (например, общество "Память", приобретшее заметный общественный вес в конце 1980-х годов).

(Это мой комментрий в"Огоньке" (13.11.2016). Полное обсуждение темы здесь).
 
Оригинал