Этнофутуризм - это некая идейно-мировоззренческая система и, в более узком смысле, художественно-эстетическое направление в культурах малочисленных народов.[1] Метод этнофутуризма заключается в диалоге культур, синтезе традиций и новаций.
Автором статьи было проведено интервью разведывательного типа, в котором содержались вопросы, посвящённые пониманию этнофутуризма и его элементам в Карелии. На вопрос "что вы понимаете под определением "этнофутуризм" было получено 95 ответов, среди которых 61 человек ответили, что не знают такого понятия и лишь 34 предложили своё понимание этого термина. Большинство ответов содержали классическое понятие - направление в искусстве, где в современной общей культуре присутствуют элементы традиционных культур. Интересно то, что в ответах респондентов не было ни одного выражения со словами "...малочисленных народов", что может быть признаком того, что люди осознают и понимают значимость коренных культур регионов (не только Карелии), и что эти культуры повлияли на становление и развитие общей русской культуры. Однако, в обществе мнение об уровне значимости вклада финно-угров в становление средневековой культуры России находится всё ещё на низком уровне. Интересен был один из ответов, где респондент сопоставил этнофутуризм в современном его проявлении через культуру Японии, где примером может служить театр "кабуки"[2], хотя в большинстве случаев это традиционный театр, но в котором используются и современные элементы. Само понятие можно использовать и в более широком смысле. Примером может служить недавно выбранное неформальное название театра кукол города Петрозаводска - Satu (сказка).
На рис. 1 представлены ответы на вопрос "Знакомы ли вы с культурами и традициями коренных народов Карелии?". Как можем видеть, треть опрошенных читали о культурах Карелии, треть сталкивались лично. В результате мы получили 99 ответов. Среди тех, кто никогда не был в Карелии два человека сталкивались лично с коренными культурами РК, почти половина (46%) читали о данных культурах, 20% не знакомы и 26% не встречались, но хотели бы встретится "в живую" с коренными культурами РК.
Среди тех, кто проживает или проживал длительное время в РК пару человек не дали ответ. Чуть больше половины (55%) сталкивались лично с культурами коренных народов Карелии, 25% читали о них, 10% не знакомы с ними и 10% хотели бы встретится "в живую". Удивляет то, что некоторые жители самой Республики никогда не сталкивались с коренными культурами, однако даже в самом Петрозаводске есть немало элементов рассматриваемых культур.
Анализируя данные показатели можно сделать вывод о том, что развитие этнофутуризма и топонимики в городах так же будет полезно и местному населению. Помимо изучения и интереса к истории северного региона следует популяризировать и развитие этнофутуризма в Карелии, который в свою очередь будет направлен на развитие интереса к Карелии за её пределами, привлекая «новых» и «старых» туристов.
На рисунке 2 представлены ответы на вопрос "Что вам больше нравится?" в отношении формы культуры. Всего получилось 97 ответов. Среди тех, кто является жителем или жил длительное время в Карелии - 67% считают, что их привлекает развитие в обоих вариантах; 25% привлекает осовремененная культура с элементами традиционной, 4% привлекает традиционная культура.
Среди тех, кто не является жителем и не проживает в РК, предпочтения представлены следующими соотношениями:
- 34% респондентов предпочитают оба варианта,
- 26% предпочитают осовремененную культуру с традиционными элементами,
- 40% предпочитают традиционную культуру.
Данные опроса туристов (не жителей РК) в целом являются очевидными. Туристы и приезжие люди предпочитают смотреть/слушать элементы традиционной культуры. Развитие традиционной культуры в мире лучших современных ценностей - эта цель реализуется в рамках "этнофутуризма".
Примером современного этнофутуризма в Карелии может служить музыкальный коллектив Santtu Karhu & Talvisovat, который исполняет песни на ливвиковском диалекте карельского языка; музыкальный коллектив Sattuma; рэп-исполнитель Ondrei, который пишет свои тексты на карельском языке. Выражение этнофутуризма в музыке может быть не только через тексты, язык, но и через атмосферу, переданную самой музыкой и голосом. Примером такого может быть недавно созданный коллектив ILMU (с кар. - воздух, погода), которые передают атмосферу Карелии и севера в целом через электронную музыку (trip-hop/world music). В российском масштабе примером могут быть группы Second to sun[3] (стиль metal), которые переплетают различные типы финно-угорской мифологии, выражая это через музыку. Удмуртские Silent Woo Goore (indie rock, folk rock), которые в своих песнях используют удмуртский и русский язык. В международном масштабе: современный финский музыкант Jonne Järvelä со своим проектом Jonne, в этом случае к этнофутуризму его можно отнести лишь частично, т.к. финны не являются малочисленным народом в Финляндии, но при этом стоить отметить атмосферность данного проекта, а так же некоторое внимание к шаманизму, видимо причиной может являться то, что в Финляндии живёт малочисленный народ - саамы. Ещё пример - Wimme Saari, который соединяет саамский "йойк"[4] с современной музыкой или проект шведско-саамских музыкантов Jarŋŋa.
Новых проектов в Карелии в музыкальной сфере этнофутуризма не много. Молодые команды предпочитают не использовать прибалтийско-финские элементы в звучании, языке, атрибутике. Чаще используют английский язык. Всё это в определённой мере снижает историко-культурную уникальность Карелии. Карелия всегда отличалась талантливыми личностями. В области изобразительно искусства этнофутуризм развит слабо, большинство художников и дизайнеров затрагивают эту тему лишь частично. Примером этнофутуризма в области ИЗО могут служить некоторые работы художника Владимира Фомина (вепсская серия, серия посвящённая Калевале и прочие), некоторые работы Тамары Юфа. Полноценным этнофутуристом в области ИЗО можно считать молодую художницу Анны Юсне, которая так же является участником вепсского музыкального коллектива Jousnen Jarved.[5]
Изучая модель этнофутуризма необходимо определить рамки, где заканчивается традиционная, начинается и заканчивается промежуточная стадия, и где начинается современная без использования традиционных элементов музыка, искусство и др.
На вопрос "Известны ли вам какие-нибудь современные этнофутуристы Карелии в сфере музыки и изобразительного искусства?" было получено 100 ответов (рис. 3). Из них 56% не знакомы никакие карельские этнофутуристы. Среди не жителей Карелии 60% ответивших не знают карельских этнофутуристов, 40% перечислили различные варианты, такие как: музыкальные коллективы ILMU, Myllärit, Noid, Second to sun, Ва-та-га и другие (не обозначили какие конкретно); заслуженного художника РФ Тамару Юфа.
Среди жителей РК и тех, кто проживал длительное время на территории РК 43% ответили, что не знакомы с карельскими этнофутуристами, 57% - знакомы. Преобладают ответы о коллективе Myllärit, но были и другие, а именно: музыкальные коллективы ILMU, Noid, Sattuma, Ascetics, ансамбль Кантеле, Яр-га, Кирилл Гуреев и группа Коромысло, композитор Г. Вавилов. В сфере ИЗО - династия Юфа, Аркадий Морозов, Владимир Фомин, Софья Тервинская. В музыкальной сфере группу "Яр-га" к этнофутуризму можно отнести лишь частично, т.к. ее участники часто используют элементы общей, так называемой объединенной культуры российского севера, не акцентируя внимания на её элементах - вепсских, карельских, но с элементами заонежской, поморской. Атмосфера севера передается данной музыкальной группой на высоком уровне. Аналогичная ситуация наблюдается и в музыкальных коллективах Ва-та-га, Ascetics, Коромысло, где отсутствует чёткий акцент на коренные этносы Карелии.
В целом современные молодые художники и музыканты Карелии имеют опыт этнофутуристического эксперимента, но устойчивые и развитые его формы находятся еще в стадии формирования и требуют специальных стимулирующих мер воздействия.
В заключении хотелось бы отметить, что этнофутуризм в Карелии известен давно, но нельзя сказать, что он развит. В музыкальной сфере часто используются уже существующие стили и направления. В изобразительном искусстве так же затрагиваются лишь некоторые элементы, без особого акцента на конкретной теме.
Для практики развития региона в сфере культурного туризма государственным органам, частным фондам и бизнесу необходимо поддерживать начинания молодых художников, дизайнеров, музыкантов, писателей, творческие поиски которых нуждаются во внимании и поддержке. Именно новый развитый культурный пласт этнофутуристов даст Карелии новый толчок в развитии туризма: возрождению и популяризации истории, возрождению культуры, языка, их использованию в современных условиях. Развитие не будет быстрым, на это потребуется время, но ожидаемый положительный эффект в будущем неизбежен. Главная цель - сохранить и передать будущим поколениям как можно больше информации и разнообразных форм коренных культур Карелии, составляющих уникальную региональную идентичность.
Полный текст статьи смотрите в журнале "Национальные интересы: приоритет и безопасность" 6 (339) Июнь 2016г.
[1] http://www.gumilev-center.ru/ehtnofuturizm-obraz-myshleniya-i-alternativa-na-budushhee - Центр Льва Гумилёва. Этнофутуризм: образы мышления и альтернатива на будущее.
[2] Кабуки (яп. 歌舞伎, букв. «песня, танец, мастерство», «искусное пение и танцы») — один из видов традиционного театра Японии. Представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы. Исполнители кабуки используют сложный грим и костюмы с большой символической нагрузкой.
[3] Участники данного коллектива не являются непосредственными жителями Республики Карелия.
[4] Йойк (с.-саамск. juoigan, luohti, норв. joik) — традиционное песнопение саамов, уникальный саамский творческий жанр. Для йойка характерен особый ритм, повторяющийся на протяжении всей песни одних и тех же, красиво звучащих, но часто лишённых прямого смысла слов.
[5] В переводе с вепсского - озеро лебедя.