Поскольку папа отдал меня в 6 лет в футбольную секцию, то еще в детстве, в самой середине 90-х, я перебывал на всех кировских стадионах. На «Прогрессе» тогда вместо трибун были руины, мы там переодевались, а я как-то умудрился потерять любимую бейсболку со спартаковским ромбиком. Очень расстроился. В Нововятске на матче мне разбили нос. На «Родине» мы проиграл хоккеистам. На «Трудовых резервах» на моем фланге росли лопухи, в Лянгасово и вовсе трибуны заросли травой. На «Факеле» запомнилось то, что мы как-то приехали туда в дождь и играли ввосьмером. Проиграли 0-3, тренер сказал, что можно было бы и не выходить – все равно техническое поражение тоже 0 – 3. Так он шутил.
И был один стадион, который мне очень запомнился. «Импульс» или «Станкостроитель» он назывался. Чтобы попасть на него нужно было доехать до перекрестка улиц Производственной и Щорса, пройти через настоящий маленький, но густой лесок. И вот перед вами футбольное поле с очень, мягко говоря, неровным газоном. Причем прямо через все поле местные жители проложили тропку и некоторые даже рвались срезать по ней свой путь во время игр. Получается, с одной стороны у стадиона был лесок, а с другой – стройные ряды бесконечных гаражных кооперативов. Трибун у стадиона не было, вместо них стояла одна длиннющая деревянная обшарпанная лавка, на которой сидели все: игроки, тренеры, зеваки. Рядом стоял спортивный павильон с квадратным, очень странной формы залом.
На этом маленьком аутентичном стадионе играла лучшая команда области ребят 1988 года рождения «Станкостроитель». Игра с ними в леске на Щорса запомнилась тем, что на нее почему-то не явился наш тренер. Никто не понял: то ли он так не верил в победу, то ли традиционно сказался алкогольный фактор. Так что мы играли сами по себе, как во дворе, и, конечно, получили по полной программе. Детство я помню плохо, но тут наоборот, сохранилось стойкое ощущение, что за парнями из «Станка» мы бестолково и бессмысленно пытались угнаться весь матч, и ничего не получалось. Было обидно – они нас «раскатали».
Потом я долго не приходил на этот стадион. Лет 10 назад там шли игры на чемпионат города. За местную команду играл Леха Пугин. Он очень выделялся на фоне всех остальных и напоминал молодого Тьерри Анри. Сейчас Пугин гоняет за «Томь» в Премьер Лиге и считается гордостью кировского футбола. Когда-то мы жили на одном районе, а потом он играл за «Станок». Вот так, собственно, все и начиналось.
Чуть позже я тренировался на этом стадионе с одной командой, которая играла на первенство города. Леска уже не было, вместо него появилась заправка. Со стороны Щорса вырос какой-то недостроенный павильон, огороженный забором. Когда били по воротам и промахивались, приходилось бежать за этот самый забор через крапиву и лопухи. Тренировки были, можно сказать, чисто символические. Например, однажды мы собрались в субботу. Лето, жара, погода чудесная. Несколько «старичков» из числа опытных футболеров прямо на кромке поля у гаражей делали шашлыки. Мы вяло тренировались, «шашлычники» иногда прибегали подать с фланга (где они как раз готовили) или пробить штрафной. Потом все, кажется, поехали то ли купаться, то ли пить пиво.
Последний раз я был на этом стадионе несколько лет назад. Мы с кем-то там играли на четверть поля. Запомнилось, что уже со всех сторон стадион подпирали какие-то складские постройки и пробираться от остановки приходилось по совсем узкой тропке. Был летний вечер, очень жаркий. Потом лежали на травке и смеялись. Дружище Александр Доронин уже тогда переехал в Петербург. Когда я шел к старой остановке у стадиона он позвонил мне, и мы о чем долго весело общались. Потом я сел на 73 автобус и больше никогда не видел этот стадион.
Сейчас я смотрю на фотографию – на месте стадиона построены какие-то ангары, в которых торгуют продуктами на ярмарке. Спортивный павильон продается, думаю, ему, как и всей арене тоже конец. В огромном городе не нашлось больше места, что б построить ярмарочные здания? Неужели нужно было обязательно застроить стадион? А ведь футбольных арен у нас в городе на самом деле и так очень мало.
Если ввести в гугл картинках «Стадион Станкостроитель Киров», то вы не обнаружите ни одного фото этого стадиона. Про то, что его ни стало, не написал никто. Может быть, эта тема и никого не волнует даже. Очень жаль.
Поэтому, когда я смотрел на ваши веселые, радостные фото с купленными на ярмарке продуктами мне было грустно. Здесь должны были быть совсем другие фото. Фото детей, играющих на стадионе. Или парней, несущих ворота к кромке поля. Фото человека, пересекающего тропинку, протоптанную на стадионе и уходящую в лесок за улицей Щорса.
….«Ликуйте и радуйтесь жизни в это бездарное время!», – с горечью завершает последний европейский репортаж розыгрыша Кубка Уефа 1996 года комментатор Владимир Маслаченко. Спартак проиграл Гамбургу и вылетел. Я выключаю телевизор и ложусь спать. Завтра в школу. А потом на тренировку. На стадион.