По инициативе Воронежского отделения партии «Яблоко» в 11-й раз проводится субботник на территории Мемориального комплекса в Дубовке. В этом мероприятии традиционно приняли участие представители партии ПАРНАС и «Солидарности», а так же учащиеся воронежского колледжа сварки и промышленных технологий под руководством преподавателя Светланы Костюченко.

Субботник этот необычный, потому что это не просто уборка могил и прилегающей к ним территории, это прикосновение к трагическому прошлому, и не только нашего края, а всей страны, и забывать это нельзя. 

Если бы не сын лесника, Иван Текутьев, который заметил места расстрелов и захоронений близ своего села, мы бы, может быть, никогда не узнали о зверствах сталинского режима 1937 -38 годов непосредственно в нашем городе, которые были запрятаны в архивах с грифом «секретно» и в кровавых расстрельных ямах. Дубовка нам открыла тысячи, а может сотни тысяч таких расстрельных ям по всей стране, и стала, пока единственной, где худо – бедно, но существует мемориальный комплекс, созданный, фактически, энтузиастами. У власти, по - прежнему, не хватает ни совести, ни денежных средств на то, чтобы провести тотальное обследование всей территории массовых хронов, и возвести здесь достойный мемориальный комплекс в память о погибших и замученных, чтобы будущие поколения знали страшные страницы истории своей страны и никогда не допустили бы подобного глумления над человеческой личностью, чтобы никогда государственная машина не посмела посягать на свободу человека и его право на свои убеждения, чтобы не было места в нашей жизни палачам и стукачам, завистникам и подлецам. 

На сегодня, благодаря поисковикам общественной организации «РИФ» и усилиям руководства Воронежского «Мемориала», мы имеем 69 захоронений – братских могил, где достойно погребены останки более 3300 человек. В этом году поисковиками было обнаружено еще две расстрельные ямы с останками 103-х человек. 

Весной 1938 года, когда осел снег, а вместе с ним осели и расстрельные места, Иван Текутьев насчитал 103 ямы. Но расстрелы продолжались до ноября 1938 года, и потому, по мнению председателя «Мемориала» Вячеслава Битюцкого, здесь, в Дубовке, должно быть около двухсот таких ям. Учитывая существование квот на расстрелы, получается, что за два года репрессий нашли свой конец в этих ямах смерти около 10 тысяч человек. 

Сегодня средства массовой информации вещуют нам о том, что на Донбассе обнаружены захоронения нескольких солдат и одного штатского человека, якобы зверски убитых украинскими военными, но здесь, в Дубовке, находятся следы гораздо более страшных преступлений самой власти против своего народа. Не ее ли потомки бесчинствуют на Донбассе, упиваясь кровью своих братьев?

Как бы ни были глубоки кровавые ямы, как бы не были крепки замки архивов, каждый убийца ответит, рано или поздно, перед временем, перед страной, перед Богом.

P.S. Спасибо руководителю воронежского «Яблока» Татьяне Шкред за эту инициативу!

Оригинал