Знакомые едут в Кировскую обл. на реку Немду - там, в окрестностях Чумбылатовой горы, они нашли странные камни. Явно обработанные человеческой рукой. Кем? С какой целью? В какие времена? Знакомые предполагают, что это языческий "алтарь" мари.



Такие вот камни.

Что говорит об этом краеведение? Археолог А. А. Спицын в 1884 г. писал:

«Камень Чимбулат.
В своём перечислении черемисских богов (кереметь, немдеку уку, ямшенер, кюбар) миссионеры вторым по значению ставили «беса» Чимбулата. Моления этому богу яранские [с. 186] черемисы устраивали на таком месте, которое как бы самою природою назначено для храма. Холмистые окрестности Кукарки... [...] Особенно живописен и величествен тот утёс, который стоит в долине реки Немды у дер. Чимбулат. [...] старые властители края, черемисы, изменяя своему обычаю, создали здесь что-то вроде храма, «камень вышиною 11, толщиною 36 аршин» [В оригинале: «...вышиною 11½...» [Андриевский 1881, с. 550, из отчёта яранского земского исправника]. - К. С.]; сложен он был из огромных камней, часть которых и теперь беспорядочно разбросана по склону горы, свидетельствуя, что постройка мольбища стоила усердным язычникам не малых трудов; о том же свидетельствуют и следы неширокой лестницы, выбитой на камне, по которой прямо с утёса можно было спуститься вниз. Дорог быль черемисам «камень», но им они, покоряясь неизбежной судьбе, подступились [поступились] смелому пришельцу, теперь их не встретишь на целые десятки вёрст в окружности, и так давно удалились они отсюда, что, по уверению местных крестьян, здесь их никогда и не бывало. Ушли, но не забыли своего бога. Ещё в 30-х годах нынешнего столетия поклонники Чимбулата в большом количестве сходились на старое мольбище [с. 187] и приносили здесь свои жертвы, пока духовный власти не увидели, что существование старого почитаемого «камня» много мешает распространению среди язычников православия, и не решились прибегнуть для его уничтожения к светской власти. Посылая в 1830 г. к черемисам миссионера Покровского, митрополит Филарет просил вятского губернатора распорядиться разрушением камня Чимбулата, «дабы вразумить их о ничтожности сего мнимого божества» [Андриевский 1881, с. 549 [Из послания митрополита Филарета. - Прим. К. С.]. - Прим. авт.]. Камень был разрушен, с немалыми трудом, осенью того же года по окончании полевых работа яранским исправником. Местные крестьяне рассказывают, что взорвать камень порохом не решились, а разрушили его теми ломами, которые в этой местности употребляются для обработки камня.



На фоне скалы. Бутылка - для масштаба.

Сохранилась ли у черемис хотя слабая память о мольбище бога Чимбулата? Кажется, да. Ещё не так давно один крестьянин, покорыствовавшись на небольшое вознаграждение, приводил сюда издалека черемисина. Это был, вероятно, последний черемисин, полный веры в богов своего народа и попавший сюда не ради праздного любопытства. Боязливо совершил он своё моление и удалился, оставя на камнях свечи и мёд: весело справил этим медом крестьянин поминки по язычестве» [Спицын, А. А. Вятская старина / А. Спицын // Календарь Вятской губернии на 1885 год. - Вятка, 1884. - С. 186-188].



Камни явно обработаны человеком.

Так, может, этот камень - обломок того самого "алтаря", или "храма", или "ступеней"?

(Подробней об этих каменных обломках здесь.)

Предыдущие публикации:

Культовые камни марийцев
Культовые камни марийцев-2
Культовые камни марийцев-3
Культовые камни марийцев-4
Культовые камни марийцев-5

Оригинал