В современной России так называемые «патриотические силы» под видом пропаганды социалистических ценностей стали, по сути, оправдывать политические репрессии в СССР.
Внесенный законопроект сенатора Константина Добрынина «О противодействии реабилитации преступлений сталинизма» пока не принят.
Пользуясь моментом, россиянам все чаще вновь подбрасывается «сказка», что лично Великий Сталин ничего не знал о проводимых репрессиях или что они носили совсем не массовый характер.
Вот один из таких примеров. Блог Николая Старикова- https://nstarikov.ru/blog/56157?print=print. Одна фраза автора просто поражает воображение: «Дело даже не в том, что автор закона, желающий называть экстремистами всех несогласных с его оценкой великого сталинского периода, элементарно не знает точных цифр, что является обязательным в такой сфере. Согласно справке министра внутренних дел Круглова, подготовленной для Хрущева, в период с 1921 года по 1 февраля 1954 г. было осуждено 3 777 380 человек, а приговорено к высшей мере наказания 642 980 человек». Похоже, у автора этого текста так и тянулась рука перед цифрой казненных написать слово «всего то». Приведенные цифры полностью опровергнуты современными историками. Но даже если бы это было правдой, что 600 тыс. человек –это мало?
Иосиф Сталин, при всех его положительных качествах, был жуткий интриган. «Вождь народов» в свое время сам дал объяснение тому, почему произошли эти события и почему получилось так, что слишком много людей было репрессировано ( это было признано уже в 30-е годы. Официально заявлялось, что по крайней мере часть из них была репрессирована без причин). Сталин заявил, точнее, это было сформулировано во многих документах, которые выходили от имени руководства партии, что главными виновниками этой трагедии были враги, которые пробрались в НКВД. Соответственно, нарком внутренних дел Ежов был арестован, вскоре расстрелян, очень многие его сотрудники также были арестованы.
Сталин выдвинул в этот период еще одну концепцию. Точнее, эту концепцию сформулировали его соратники на XVIII съезде партии в начале 1939 года. В терроре были обвинены так называемые клеветники, то есть доносчики, которые писали доносы на честных советских граждан и таким образом способствовали распространению террора. Это своего рода теория унтер-офицерской вдовы, которая высекла сама себя, в данном случае в этом качестве выступали советские люди, которые якобы друг на друга доносили, и таким образом террор приобрел громадные неконтролируемые формы.
Историки проверяли эти версии и пытались разобраться с тем, как действительно осуществлялись операции, в какой степени НКВД мог действовать самостоятельно. Документы не подтверждают этих версий. Теперь мы совершенно точно знаем, что НКВД действовал по прямым и буквально ежедневным указаниям руководства страны. В частности, Ежов получал постоянные указания от Сталина.
В 1937–1938 годах репрессии – расстрелы и заключения в лагеря – обрушились по меньшей мере на 1 миллион 600 тысяч человек, и 680 тысяч из них, по официальной статистике, были расстреляны. Речь идет всего лишь о двух годах нашей истории. Основная масса жертв террора – рядовые граждане страны, пострадавшие по причинам, которые долгое время оставались для нас неизвестными.
В начале 1990-х в связи с открытием архивов историкам стали известны все ключевые документы об организации и проведении террора 1937–1938 годов. Прежде всего, это так называемые оперативные приказы НКВД, которые утверждались Политбюро и лично Сталиным, приказы о проведении массовых операций. Самая известная из этих операций проводилась на основании приказа №00447 об уничтожении антисоветских элементов, и началась эта операция 1 августа 1937 года. Кто такие антисоветские элементы согласно этому приказу? Это бывшие кулаки, члены партий, враждебных большевикам, например бывшие эсеры, меньшевики; это разного рода служащие царской администрации, бывшие офицеры царской армии и так далее.
Наиболее точная, на мой взгляд, оценка роли Сталина в политических репрессиях дана в книге профессора Леонида Рыбаковского «Политический террор 1937-1938 гг»: «Такой человек как Сталин не мог по определению не быть вдохновителем и организатором «всех наших побед», включая и политический террор. Он был и сценаристом, и режиссером и постановщиком политических репрессий. Замыслы его будущих «побед» в этой сфере оформлялись постановлениями послушного ему политбюро».
Анализируя опубликованный список постановлений политбюро ЦК ВКП(б), приказов НКВД, различного рода директив и разного рода писем и телеграмм отправляемых политбюро и подписываемых лично Сталиным на места , «создается впечатление, что с января 1937г. до декабря 1938г. другой работы в политбюро и органах НКВД не было, кроме как готовить директивы по выявлению шпионов, диверсантов и «врагов народа». За это время было принято 31 постановление политбюро (1-2 в месяц) и отправлена в регионы масса телеграмм, писем и т.д. Политбюро ЦК ВКП(б) возглавлял Сталин, он, скорее всего, инициировал и в любом случае давал согласие на те, или иные решения, так называемого коллективного органа власти. Во исполнение постановлений политбюро было принято 36 приказов НКВД (по 3 в два месяца), детализирующих те решения, которые санкционированы высшим партийным органом. К этому списку надо добавить также решения февральско-мартовского Пленума ЦК ВКП(б), в выступлении на котором Сталин сформулировал направления и меры борьбы по ликвидации троцкистов и иных двурушников. Им же было предложено заменить Ягоду на Ежова с прибавкой, что сделать это опоздали на 4 года. Будучи знатоком человеческих душ, Сталин заранее предусмотрел, кого обречь на роль козла отпущения. Анализ документов показывает, что Сталин принимал не только самое активное участие в разработке директив по проведению репрессий среди разных групп населения, но и в детализации этих директив. Более того, политбюро при его участи утверждало списки, приговоренных к высшей мере. Таких списков обнаружено 383, в которых значатся фамилии 44 тыс. руководящих работников, из этого числа приговорено к высшей мере 39 тыс. Подпись Сталина, утверждающая высшую меру, стоит на 362 списках. Значит, на 21 списке стоят только подписи его подельников – членов политбюро. В июле 1937г. политбюро, читай Сталин, не только дало отмашку на начало массового политического террора, но установило первые его количественные нормативы. Было предписано осудить 268.950 человек, из которых 75950 человек расстрелять. На этом заседании были утверждены не только исходные лимиты, но и сроки проведения репрессий, подпадающие под репрессии контингенты, внесудебные органы, ассигнования на это мероприятие и т.д. Недоработки не допускались!
Непосредственно Сталину посылались протоколы допросов членов и кандидатов в члены ЦК ВКП(б), а также секретарей региональных парторганизаций. Ничего не предпринималось без согласия вождя. Так в ноябре 1938г., когда волна репрессий уже пошла на убыль Ежов направил Сталину записку для получения резолюции, утверждающей высшую меру. Сталин и Молотов, поставили резолюцию и свои подписи, «За расстрел всех 3167 человек».