13 октября 1941 года родился Александр Александрович Католиков, всемирно известный российский воспитатель и педагог, последователь А.С. Макаренко. Александр Александрович умело и последовательно применяя систему Макаренко в Сыктывкарской школе-интернате, добился больших достижений в области воспитания и обучения посредством труда-заботы. Член-корреспондент Российской Академии образования, член-корреспондент АПН СССР, Заслуженный учитель Республики Коми, Народный учитель СССР, Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени, Ордена Ленина, Медали имени А.С. Макаренко, международной Золотой медали имени Л.Н. Толстого), Ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Кстати, последний орден из рук Президента Католиков получать отказался, обосновав это тем, что не время раздавать ордена, когда в беде его питомцы, а он не имеет даже возможности защитить их, потому что препятствует не кто-нибудь, а именно чиновная власть. "В политические игры не играю, за моей спиной - дети"- сказал Католиков.
Его заслуженно называли "рыцарем детства". Много лет Александр Александрович возглавлял Коми отделение Детского фонда. По работоспособности он был человек уникальный. Мужественный и честный.
Ему было с чем бороться, было от кого защищать детей, правда даже у него, "Геракла от образования" не всегда хватало сил. Сирот в России обирают все, в ком совесть спит. Был такой случай: директор купил для детей из детских денег 1 миллион 800 тысяч газпромовских акций, а доход от Газпрома за последующий год начислили на каждую акцию лишь по 20 рублей. Инфляция оказалась выше выгоды. Счета детские были открыты в Комибанке. Комибанк обещал детям сказочно-льготные условия и пополнение, но вскоре загорелся "синим пламенем". Срочно пришлось переводить деньги в Агропромбанк, но от суммы в 212 млн.рублей получили лишь 140 миллионов. 72 миллиона испарились. Пытался директор выяснить, в чём причина, сказали, что договор разорван раньше срока!
А.Католиков был в своей школе-интернате инициатором и организатором эксперимента "Управление развитием посредством интегрированного обучения и профессиональной направленности". И это было практической потребностью, потому что каждый знает, что ребёнок-сирота может отставать в развитии, а Католиков этого допустить не мог. Результатом эксперимента стало усиление развития, значительное повышение успеваемости. Многие воспитанники поступали после интерната в вузы, техникумы, училища.
Последний год жизни дался Александру Александровичу особенно тяжело. Интернат задолжал организациям около полутора миллиардов (деноминированных) рублей, из них только по питанию - 180 миллионов. Пришлось для старших детей сократить меню. Хорошо, что школа-интернат имела своё подсобное хозяйство, где ребята трудились вперемежку с учёбой. Всё приходилось успевать, и учиться, и работать, и отдыхать. Малышам сокращать меню директор не разрешил, сказав, что им надо расти, они более беззащитны.
Администрация города не торопилась изыскивать деньги на покрытие долгов. Уже три месяца с начала 1996 года не давали денег на содержание интерната, а детей надо было кормить и одевать. Долги росли, чиновники от государства оставались безучастны. Трудом "во имя живота" заставила заниматься жизнь и дети трудились, тогда как государство расписывалось в своей немощи содержать детей без родителей.
Воспитанники более чем на 60% обеспечивали в те тяжёлые времена себя сами, работать начали вдвое больше. Май, июнь стали ударными месяцами труда, рабочий день увеличился. Выращивание овощей увеличили на 30%, пастухи, механизаторы - также из числа детей - работали не покладая рук. Увеличили дойное стадо, поголовье птицы...
Александр Александрович отстаивал интересы детей, будучи Народным депутатом. В те года в депутатах было более ста учителей, в том числе известные Шалва Амонашвили, Палтышев, Караковский. Католиков организовал встречу с М.Горбачёвым по проблемам образования. Неоднократно по инициативе Александра Александровича депутаты-учителя собирались в Госкомитете СССР по образованию. Общими усилиями удалось помочь сиротам с льготами на обучение в вузах, похлопотать о принятии закона о правах ребёнка, об охране детства.
Человек очень тактичный и терпеливый в общении, защищая интересы сирот, Католиков временами давал волю эмоциям, возмущению. Да и как не возмутиться полному равнодушию некоторых граждан, в чьи руки попадают сироты. Так, к примеру, поступила сирота в вуз. Ей три месяца не начисляли стипендию, а по постановлению правительства должны были ещё и обеспечивать питанием, одеждой.
Немало повоевал защитник сирот и с заведующей жилищным отделом Сыктывкарского горисполкома Дуркиной. Не понимала Дуркина, зачем сироте жильё. Добивался Католиков, чтоб был принят закон, обязывающий обеспечивать сирот жильём. Добился, теперь закон есть, а непонимание и несогласие чиновников выдавать жильё сиротам сохранились до сих пор.
10 июня 1996 года Александр Александрович Католиков проводил в жизнь последний свой выпускной класс, 11 июня съездил в Межадор, подсобное хозяйство школы-интерната. А в 3 часа 35 минут 12 июня его не стало. Смерть А.А. Католикова стала трагедией для интерната. Трудно осознать, трудно смириться с потерей.
Одна из маленьких воспитанниц интерната писала:
"Здравствуйте, Александр Александрович! Жаль, что Вас нет с нами. Мы живём хорошо.Стёкла не бьём.Пока всё в порядке. У нас в классе стало больше человек, потому что пришли новенькие Саша и Кирилл Горшковы. К нам чаще приезжают мамы, бабушки, папы, сёстры, братья, чем в прошлом году. На вахту пока чужие не заходят. Вы, наверное, знаете, что нам и взрослым не дают денег. Ну и ладно. Зато нам поставили новую мебель.
Мы скучаем без Вас.
Маша Уварова".