И нам пора как можно быстрее извлекать и применять опыт прошлого, особенно в вопросах самоорганизации…

Вятское губернское земство и уездные земства Вятской губернии с началом I Мировой войны активно занялись обеспечением фронтовиков продуктами питания.

Кроме того, земства занимались обеспечением всем необходимым госпиталей и лазаретов, развернутых в губернии и санитарного поезда им. Вятской губернии сформированного на средства земств и пожертвования вятских предпринимателей, беженцев и военнопленных.

Губернское и уездные земства тратили на это до 1 миллиона в год, что, по самым скромным подсчетам, соответствует сегодня примерно 4 миллиардам рублей.

Земство было одним из самых богатых в Российской Империи и не жалело на это средств.

Эти данные приведены в книге «Ассигнования губернских и уездных земств на нужды, вызванные войной», изданной в 1916 году Всероссийским земским союзом.

В губернии, в селе Истобенском Орловского уезда, был построен показательный маслодельный завод шведской фирмы Альфа-Лаваль, на котором производилось французское масло по рецепту местных маслоделов. Молоком завод обеспечивали молочные артели расположенные как в самом селе, так и в близлежащих деревнях.

Одновременно в селе были открыты курсы по подготовке маслоделов и сыроделов, как для крестьян Вятской губернии, так и для приезжающих крестьян других губерний. Опыт села Истобенского быстро распространялся.

Отмечу, что около 90% крестьянских хозяйств Истобенской волости было кооперировано, и кооперация успешно обеспечивала производство.

Для сравнения, сегодня в селе Истобенском осталось всего ТРИ ЧАСТНЫХ КОРОВЫ, а во многих других селениях Кировской области не осталось вообще ни одной.

Из доклада Яранской уездной земской управы от 21 марта 1916 года «О расширении огородных площадей в уезде в целях заготовки овощей для армии»:

«Нынешняя война вызвала огромный расход мяса, так как мобилизованная армия до 10 миллионов человек, потреблявшая ранее 1/8 – ¼ фунта (фунт равен 400 граммам) мяса в день на солдата, потребляет ¾ - 1 фунт в день.

Кроме того, население наших губерний увеличилось числом беженцев из занятых неприятелем местностей и большим количеством военнопленных.

Подтверждается это тем, что в Яранском уезде, несмотря на то, что нет близко железной дороги, вывоз скота принял массовый характер, что угрожает правильному укладу крестьянских хозяйств.

Ранее потребление мяса составляло 18% наличного в Империи запаса скота, ныне же оно возросло до 40%.

Далее такое расходование продолжаться не может.

Необходимо сократить потребление мяса, заменив его в значительной мере потреблением овощей.

Фунт мяса в пище приходится заменять 3-4 фунтами овощей, так что при сокращении потребления мяса на 20.000.000 пудов необходимо иметь до 80.000.000 пудов овощей.

Если считать среднюю урожайность с десятины полевой или луговой земли 500-800 пудов, то необходимо по всей России занять овощами в 1916 году на 100.000 десятин больше, чем в 1915 году».

(ГАКО, ф.616, оп.3, д.326, л.101).

 

Доклад Орловской уездной земской управы от 27 марта 1916 года о постройке показательного овощесушильного завода в селе Истобенском.

(ГАКО, ф.616, оп.3, д.326, л.63-87).

Крестьяне села Истобенского и волости издавна славились как огородники по всей Вятской губернии и за ее пределами, поэтому и Орловское уездное земство выступило с такой инициативой.

Из письма Правления Истобенского общества по переработке и сбыту овощей от 18 апреля 1916 года в адрес Вятской губернской земской управы:

«Правление просит Вятскую губернскую земскую управу поддержать ходатайство Орловской уездного земства перед губернским земским собранием по вопросам  ассигнований на устройство показательного овощесушильного завода в селе Истобенском».

(ГАКО, ф.616, оп.3, д.326, л.99).

Вятского губернское земство активно пропагандировало развитие садоводства и огородничества и тратило немалые средства для издания и приобретения литературы по огородничеству и садоводству, которая распространялась, часто бесплатно, среди крестьян губернии, чем славилась по всей Российской Империи и

что вызывало поток запросов на эту литературу.

Вот только один пример.

Из письма Начальника Александровской центральной каторжной тюрьмы (Иркутская губерния) в адрес Вятской губернской земской управы от 30 января 1916 года:

«Прошу выслать наложенным платежом наиболее популярное руководство по огородничеству и садоводству в северных губерниях».

(ГАКО, ф.616, оп.3, д.326, л.18).

Земство заботилось и о том, чтобы крестьянские хозяйства губернии были обеспечены семенами лучших сортов овощей.

Из Постановления Вятской губернской земской управы от 15 февраля 1916 года:

«Приобрести от Императорского Российского общества садоводства два пуда семян БРАУНШВЕЙСКОЙ КАПУСТЫ для продажи их сельскохозяйственным обществам губернии ЗА 0,5 ЦЕНЫ».

(ГАКО, ф.616, оп.3, д.326, л.21).

Сразу после революции, специалисты врачебной науки мечтали изменить всю организацию медицинской помощи в стране.

Вот что писал журнал «Трудовое единение»:

«В Москве в 1918 году было организовано страховое медико-фармацевтическое товарищество, в состав которого входили врачи, фармацевты, фельдшера и химики.

Целью его была организация совместной работы в широких кругах потребителей врачебного труда и аптечных товаров.

Как мечтали организаторы товарищества, амбулатории должны были быть оборудованы согласно последнему слову врачебной техники, снабжены необходимым количеством инструментария и лечебных пособий, необходимых при подаче амбулаторной помощи. Они должны были располагать кабинетами светолечения, гидро- и электротерапии, массажи и т.п.».

«Трудовое единение», 1918, №10-11, с.17, 19.

Этот же журнал писал:

«За последний год очень сильно развились артели и их союзы по рубке и сбыту леса, по обработке и сбыту овощей, по различным промыслам. Все эти кооперативы располагаются главным образом на Севере и в районе Среднего Поволжья».

«Трудовое единение», 1918, №10-11, с.47.

Как мы видим, рост производства происходил за счет кооперативов, которые производили огромное количество товаров и услуг.

Сегодня огромное количество овощей и фруктов производят садовые товарищества, но у них нет своей системы контроля и сбыта этой продукции.

Хочу отметить еще один примечательный факт.

В свое время, в 1963 году, в газете «Комсомольская правда», прочитал, что тогда, при всей кажущейся мизерности личных участков под картофельные огороды, 63% процента картофеля в стране производилось именно на этих участках.

Сегодня садовые товарищества обладают огромными земельными ресурсами, но не организованы для нормального производства и сбыта своей продукции, а излишки продукции образуются у очень многих садоводов.

Наблюдая в Герценке за курсами садоводов и огородников, убедился, как они тянутся к знаниям, как стремятся улучшить свои садовые участки и расширить ассортимент овощей салатов, цветов и прочего. При небольшой помощи эти садоводы и огородники могли бы покрыть все потребление овощей и частично потребление ряда фруктов в городе Кирове. Это обеспечило бы занятость многих жителей города и, при объединении в кооперативы или артели, сбыт, а затем и переработку, продукции садоводческих товариществ.

Необходимо только сорганизоваться. Понятно, что это непросто, даже психологически. В Англии, например, в XIX века, три раза приступали к планам кооперации и только на третий раз это получилось.

Однако, сегодня на дворе XXI век и мы должны действовать быстрее, потому что темпы жизни и работы в мире непрерывно растут. Это ярко просматривается на примере развития средств связи и компьютерных технологий. Наука развивается огромными и все возрастающими темпами. Вот, например, ноутбуки, которые все больше входят в нашу жизнь, собираются роботами. Роботостроение, да только ли оно, развивается просто огромными темпами.

Мы уже начинаем серьезно отставать от цивилизованных стран. Одна из причин этого отставания – наша неорганизованность во всем.

Так давайте начнем организовываться.

Природный потенциал у нас огромный. Ни одна страна мира такого не имеет.

И не нужно надеяться на такие, например, структуры как «Союз садоводов России».

Только самим нам нужно сорганизоваться и начать создавать артели и кооперативы по производству и сбыту продукции и услуг, в том числе и в ЖКХ.

А потом появятся и ассоциации кооперативов и артелей, как это происходило в высококооперированных странах, например в Дании.

И еще.

Журнал «Трудовое единение» отмечал:

«Американские поселенцы, прибывши на место поселения, прежде всего строят школу, затем строят свои дома, затем строят вторую школу или храм, затем высшую школу.

Русские в первую очередь на новых местах роют землянки, затем строят кабак, затем сельскую «расправу», затем второй кабак. До домов и школ они не доходят, потому что все необходимое для этого отнесли в кабак.

Конечно, здесь некоторое преувеличение, но едва ли кто будет оспаривать отсутствие в нем реальности.

Старый спор о преимуществах материальной культуры и духовной давно разрешен жизнью не в пользу приоритета той или другой, а в пользу параллельного их развития.

Никогда еще жизнь не предъявляла таких сложных запросов как теперь.

Никогда еще не было такой потребности в понимании действительности, в знании и в волевых усилиях, как в переживаемую эпоху всеобщего переустройства.

И никогда, поэтому, не было такой неотложной, настоятельной нужды в культурно-просветительной работе, как в наше время.

Если мы имеем волю к жизни, мы должны отказываться от обывательских рассуждений на тему: будут деньги – будут и знание, и социальное воспитание.

Мы должны всякое дело сопровождать мерами, ведущими к духовному возвышению, ибо без них у нас нет будущего, ни личного, ни общественного».

«Трудовое единение», 1918, №9, с.5-7.

Все это сегодня стало еще более актуальным, чем в 1918 году…

 

Полная версия:

 

http://xn----7sbbraqqceadr9dfp.xn--p1ai/articles/113016-kak-zemtsyi-rossii-zabotilis-o-pitanii-frontovikov-i-razvitii-selskogo-hozyaystva-v-guberniyah

 

Александр Рашковский, краевед, 9 октября 2016 года.