О словах экс-мэра Сыктывкара, которые нынче повторяют следователи
Мне скинули ссылку, содержание которой я, к своему стыду, стал уже забывать. Стыд тем больший, что именно в последние два дня она обязательно должна была всплыть у меня в голове. Сама. Ибо произнесённые в тот год слова оказались точными и пророческими.
«Я слушал Рогозина и преломлял это все на республику. Мы как зеркало всей России. Все эти враги – они сегодня здесь. У нас у власти человек, купленный сырьевыми олигархами. Человек, который не решает вопросы самостоятельно. Кто правит бал в Сыктывкаре? Откровенные бандиты, которые близки ко двору, которые прошли практику работы у господина, ныне живущего в Москве… Поэтому я считаю, что моя связь с партией «Родина» – это то, что сегодня нужно мне, людям, республике. Мы будем показывать, где и каким образом грабится коми земля и что остается людям», — вот что в интервью газете «Зырянская жизнь» произнёс 11 июня 2005 года мэр Сыктывкара Сергей Катунин по возвращении со съезда партии, Коми региональное отделение которой тогда возглавлял.
Через 11 дней группа депутатов Совета Сыктывкара, подстрекаемая и организованная администрацией Главы республики Владимира Торлопова, предприняла попытку сместить Катунина с его должности. Времена, однако, ещё были такие, что попытка эта с ходу не удалась. И на следующий день мэр заявил на всю страну по «Русскому радио»: «В Сыктывкаре идет беззаконие. Беззаконие, которое санкционировано главой республики, который нанял банду преступников, которые с утра до вечера шантажируют депутатов, требуют освобождения мною кресла главы города. Только по одной простой причине. Потому, что у нас не сложились отношения с главой республики».
И немедленно схлопотал уголовное дело. В марте 2006 года его признали виновным в клевете на Торлопова и приговорили к штрафу в 10 тыс.рублей (интересы Катунина в суде представлял молодой, но начинавший уже становиться известным юрист Павел Марущак). Сергей Катунин открыл собой галерею сыктывкарских мэров с уголовными судимостями (и, как выяснилось позднее, поимел самую лёгкую из них). Он не стал обжаловать этот приговор, понимая перспективы своей жалобы в тогдашних условиях, но сказал всё той же «Зырянской жизни»: «Надеюсь, что мне не придется ждать оправдания столько же, сколько его ждал мой дед Антон», — каковой был реабилитирован только после своей смерти.
Зная Сергея Михайловича, рискну предположить, что и сейчас он не поспешит в суд. Потому что вот уже год как реабилитация его слов продолжается. Просто на этой неделе к ней присоединился ещё один участник. Вроде бы как – центральный, если понимать их главного адресата чересчур буквально.
Но поскольку мы знаем реальную политическую роль Владимира Торлопова тех лет – «картонного губернатора», — вовлечение его в «дело Гайзера» для всех было делом времени. В отличие от его преемника, это вовлечение не бабахнуло громом среди ясного неба. Всё воспринято совершенно естественно и буднично.
Но это не отменяет необходимости напомнить те слова из 2005 года.