Прочитал последнее слово Антона Носика в суде. Особо умилительны слова: «Раньше мне трудно было проверить состоятельность утверждения [об обвинительном перекосе в судебной практике]. Зато сегодня у меня появился личный опыт». Разве «трудно было проверить»? Для этого достаточно было сходить на любой открыто идущий процесс в любом суде. Побыть зрителем и слушателем в зале заседания. Понаблюдать, как выступают стороны обвинения и защиты, как ведёт себя судья, как формируется практика со всеми своими перекосами.

Антон, для этого не следовало приобретать личный опыт — Можно было ознакомиться с интересно написанной книгой «Российские судьи: социологическое исследование профессии». Или просмотреть материалы на тему «Статистический анализ приговоров суда», которые на регулярной основе готовят сотрудники Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге.

Скорее всего, дело-то не в нехватке времени на посещение рядовых (и удручающе скучных) судебных процессов и на, казалось бы, необязательное чтение. Дело в той самой уверенности, что «со мной такого быть не может», неизбежно возникающей при поедании крендельков и печенек, предлагаемых на встречах с лидером партии большинства.

 

 

Но даже в этом случае есть смысл обращать внимание на судебные и постсудебные траектории в жизни немногочисленных едоков, приглашаемых на подобные встречи.