16 августа. 13 день.

3 часа ночи. Светло. Кричу что бы люди вставали. Собираемся. Завтракаем. Семен выдает мне рацию. Он забирает ее у Оли. Теперь мы можем переговариваться в лодках друг с другом.

Сплав. Все наши пассажиры впервые сплавляются с нами. Впереди перекаты. Все еще Медвежий порог продолжается. Мелко. Высаживаем всех. Сплавляемся. Сильные перекаты. Выходим на берег. Тащим лодки. Опасно стало. Опять в лодки. Олег, Сеня, Аня и Оля по берегу идут. Я, Григорий и Семен сплавляемся. Гребу.


Перекат за перекатом. Жуть. Проскакиваю. По рации подсказываю где прошел идущим сзади.


Впереди резкий поворот, вода бьет в стену. Проскакиваю. Встаю на плесе. Вижу Григория. Проскакивает. Вижу Семена — проскакивает. Отлично. Встаем в плесе ждем остальных.

Появляется Сеня на правом берегу, хотя мы их оставили на левом. На вопрос как он попал на правый — молчит. Идет Олег по левому берегу. Солнце. Тепло. Сеня садятся в лодку. Переправляюсь и подбираю Олега. Я плыву дальше. Семен и Григорий ждут своих пассажиров.

Гребем, гребем, гребем. Плесы. Перекаты довольно глубоки. Иногда только вылезаем и тащим. В основном гребем.

Григорий с Аней догоняет. Каменная отмель с левого берега. Остановка. Вылезаем. Лодка быстро набирается водой. Дыр, похоже, все больше. Видимо протаскивания на камнях сказалось на днище. Поднимает лодки. На солнце хорошо видны протертости, их очень много, дыра на дыре. Начинаю клеить дно.

Готовлю обед. Сахара уже почти нет. Осталось немного тушенки и много круп. Подходит Семен с Олей. Обсуждаем наше положение. Семен предлагает не напрягаться и справляться в удовольствие. Им хорошо, у них билеты не куплены на поезд, у нас пропадут билеты, но Ольге надо на работу. Я настаиваю что надо гнать. Ставлю вопрос в виде ультиматума. Оля настаивает и Семен соглашается гнать.

Договариваемся, что надо добраться до реки Нидысей, где есть приют Национального парка "Югыд-Ва", где могут вызвать лодки. Это наше спасение. Туристы сказали, что приют не на Косью, а надо подняться по Нидысею 5 км и там будет избушка. Там живет "злой старик", он может помочь.



Отходим от берега. Гребем. Гребем. Гребем. Вечереет. Видим разбитую деревянную лодку. Вижу большую впадающую реку. Это Нидысей. Гребем к правому берегу. Пристаем. Я прошу Олега и Сеню разжечь костер и ждать остальных. Они остаются.

Я иду вдоль Нидысея. Река большая и шумная. Сумерки. Берег разный. То болото, то камни, то обрывы. Иду. Комаров нет. Много грибов. Сумерки сгущаются. Через час понимаю, что дома нет. Я прошел явно 5 км. Начинаю возвращаться. Сумерки все сильнее. Иду. Иду. Иду. Холодает. Подхожу к берегу Косью. Все уже пристали. Оказывается на некоторых перекатах ребятам не повезло. Григория затащило под лодку. Весь сырой.

Обсуждаем отсутствие дома. Семен уверен, что я не дошел. Готовлю еду. Сахар кончился. Хочется сладкого. Есть еще пока шоколад. Ставим палатки. Обсуждение продолжается. Последняя надежда завтра дойти до какой-то избы, про которую говорили туристы, что там есть лодки. Там можно нанят лодку и тогда нас довезут. Изба какого-то Марка. Но это только завтра. Спать.

14 день. 17 августа.

Просыпаюсь. 3 часа. Собираемся. Завтракаем. Пасмурно. Ночью шел дождь. Начинаем сплав. Опять перекаты. Пройти можно. Ломаю одну лопасть байдарочного весла о камни. Второе весло целое. Грести сложнее. В нашей лодке вообще-то три весла. У Олега и у Сени по веслу и у меня байдарочное. Очень много плесов. Поднялся встречный ветер. Скорость замедляется. Гребем. Гребем. Берег. Табличка. Пристаем. Выходим. Поднимаемся. За кустами вижу скамейку и стол. Читаю табличку "Берегите лес от пожара".

Тропа уходит в лес. Видны домики. Неужели же мы доплыли? А где лодки? Идем к домикам. Еще одна табличка. Читаю. "Набережная реки Фонтанка". Шутники. Табличка основательная. Не трудно было ее тащить.

Несколько домиков. Все заброшено. Надо плыть дальше. Время, время, время. По рации общаюсь с Григорием. Он опять кого-то встретил. Ему подтвердили, что на есть изба с лодками ниже. Надо постараться доплыть до этой избы.

На воду становимся. Опять гребем. Опят встречный ветер. Как он задолбал. Машем веслами.

Опять видна табличка на берегу. Гребем к берегу. На нем вижу стол и скамейку, большой плакат Национального парка "Югыд-Ва". Вышли. Ждем. Подошел Григорий и Аня. Подошел Семен и Ольга. Не обедаем. Едим шоколад. Надо плыть дальше, мало времени. Обсуждаем. Расстелили карту на столе. Если дальше будет изба с лодками есть возможность попасть на железнодорожный вокзал до отхода поезда.

Предлагаю Семену взять у нас одно весло, у них же одно весло утонуло. А нам хватит и двух весел. Почему мне это не приходило в голову раньше? Гребем. Гребем. Гребем. Плесы. Встречный ветер. Много Плесов.

17.00 вижу таблички на правом берегу. «Река Косью». С лева видно, что впадает большая река. Это река Вангыр. Семен говорил, что где-то здесь может быть приют. На карте была отметка.

Идем чуть дальше устья Вангыра. С права видны новые избы. Выходим. Это приют Национального парка "Югыд-Ва". Людей нет. Ждем.

Подходит Григорий с Аней. Обсуждаем ситуацию. До поезда осталось 6 часов, через 3 часа будет темно. Но по карте приют должен быть с левой стороны реки. Надо искать, может там есть люди и лодки с моторами.



Залезаю в свою лодку и переплываю на другую сторону Косью. Тащу лодку вверх по течению. Затаскиваю ее в реку Вангыр. Гребу через Вангыр на стрелку Вангыра и Косью. Оставляю лодку на перекате, для крепости втаскиваю ее на камни. Иду по берегу вверх по Вангыру, вижу за деревьями старые дома. Они полуразрушены. Вижу таблички. Точно это Вангыр. Никого нет. Похоже это был старый приют Национального парка.



Гребу назад по течению в действующий приют. Выхожу на берег. Захожу в избу. Ребята затопили печку. Хочется чаю. Чайник закипает. Так как еда у Семена в лодке, а его лодка еще не дошла до приюта, то ищем еду и находим оставленные кем-то пакеты с гречневой кашей. На столе лежит тетрадь в ней записи проходивших туристов. Последняя запись вчерашняя. Готовим. Едим. Подплывает Семен с Олей. Кормим их. В избе находим сахар. Чай с сахаром — это хорошо. Обсуждаем. Понимаем, что опоздали на поезд. Олег уговаривает меня все же плыть до железной дороги. Может быть успеем. Сеня согласен. Приняли решение делать так, что мы с Олегом и с Сеней сплавляемся до станции или до избы с лодками. Находим лодочников и возвращаемся, хоть ночью. Может быть так успеем до отхода поезда. Григорий дает нам шоколадки. Грести мы хотим всю ночь. Сумерки спускаются. Оставшиеся решили ночевать в избе. Выливаем из лодки воду. После наложения заплаток вода все равно поступает, слишком много дыр. Перекладываем вещи. Появилась мошка. До этого ни одного комара. Мошки, правда, мало. 18.30 отталкиваемся от берега. Гребем. Плесы. Плесов очень много.





Ночь опускается. Перестаем видеть берега. Течение иногда убыстряется. Не успеваю вовремя реагировать. Течение понесло.

Впереди огромная коряга на отмели. Успеваем с ребятами выскочить. Держим лодку, что бы не порвать о корягу.

Выталкиваем на течение. Ночью плыть опасно. Река расходится на рукава. Нас понесло в рукав. Резкое сужение. Со всех сторон коряги. Глубина, похоже, хорошая. Порвем лодку может утянуть в омуты. Плохо видно. Гребем. Ребята молодцы четко следуют моим командам. Уворачиваемся от коряг. Гребем.

Резко из темноты выскакивают деревья низко висящие над водой. Пригибаемся. Жуть. Один удар, не успели бы пригнуться и кто-то полетел бы в воду. Фантазия у меня бурная. Начинаю откровенно бояться. Опять плесы. Гребем. Если еще раз так нас на коряги кинет, может остаться без лодки или того хуже потонуть. Слышим звуки поезда. Значит железная дорога не далеко. Гребем. Полностью темно. Понимаю, что ребята засыпают.

- Может встанем к берегу поспим пару часов?
- ...
- Встанем, или дальше плывем?
- Давай встанем.

Гребу к левому берегу. С облегчением вздыхаю. Вылезаем. Ставим платки. Только легли. Тишина. Оле и Семен спят. Замаялись. 22.00. Поезд через час. Явно не успеваем. Все сплю.

15 день. 18 августа.

2.40. Открываю глаза. Надо вставать. Светло. Пасмурно. Дождя нет и то хорошо. Кричу о подъеме. Вылез из своей палатки. Вылезли Олег и Сема из своей. Не слова не говорим. Собираем палатки. Ни какой еды не готовим. Жуем шоколад. Все делаем быстро. Гляжу на часы. 2.55. Вот это скорость сборки лагеря. Сразу садимся на весла. Гребем. Гребем. Песчаные пляжи видны. Видим старика на берегу. Зовем. Старик подходит.

- Здравствуйте.
- Здравствуйте
- А сколько до моста осталось?
- Километра два
- Скоро?
- Да.
- А лодки там есть?
- Есть.
- Спасибо
Радостно становится. Гребем. Гребем. Видим табличка на левом берегу. Читаем. "Изъяю".


Видна дальше разваленная половодьем избашка, а еще дальше лодка с левого берега. На часах 5.30. Если бы мы плыли ночью, то не успели бы к позеду.

Выходим на берег. На берегу небольшие избы. Ходим между избами. Пусто. Никого. Но изб много. Рыбаки наверное. Видны сети, значит рыбацкие избы и ни одного человека. Отталкиваемся от берега. Гребем. Еще гребем.

Видно какое-то строения из камня, похоже на полуразрушенный храм.

Виден в далеко мост. Видны люди на берегу. Нам нужны люди с лодкой. Навстречу против течения идет большая деревянная узкая лодка. Машем рукой. Лодка тормозит. Беседуем с хозяином.
- Нам нужно группу снять с Вангара
- Так там сегодня вечером инспектора будут спускаться, подберут.
- Вечером поздно, нужно сейчас.
- Не знаю, надо с людьми говорить
- Мы заплатим.
- Понятно. Вы куда к мосту плывете?
- Да
- Ждите меня там, я вернусь.
Ура. Есть контакт. Гребем. Мост ближе. Ближе.

Пристаем к левому берегу, почти под мостом. Там стоят у берега лодки. Моем свою лодку. Вытаскиваем вещи. Берег сырой. Поднимаем все на берег. Выходит солнце. Тепло. На берегу дома похожие на дачи. Из разговора с хозяевами понимаем, что это и есть дачи жителей Печоры. Возвращается лодка того мужика, который обещал нам помочь. Мужик везет в лодке дрова, огромные чурки. Зовет нас к столу. Едим вчерашний борщ. Вкусно. От железной дороги идет другой мужчина в тельняшке как и я. Соглашается вести оставшихся на Вангыре. Сговориваемся на 7 тысяч. Уходит за железную дорогу, у него там дача. Беседуем с хозяином и его родственником. Вещи разложил что бы подсохли. Солнце. Появляется опять тот мужик, что обещал отвезти, машет рукой, мол пошли за мной. Иду с ним вместе за железную дорогу. Олег и Сема остаются в дачном поселке. Спускаем к реке. Там лодка. Беседую с новым знакомым. Оказывается он служил в ВМФ как и я и тоже во Владивостоке. 9.00. Садимся в лодку. Узкая деревянная лодка. Мужик говорит, что сейчас много оленей переплывает реку, у него в носу лодки видно торчащее из под брезента ружье.
- Если крикну, подай ружье.
- Хорошо.
Идем. Я засыпаю от усталости сидя на лавочке в носу лодки. Просыпаюсь. Ветер. Замерз. Ложусь в нос лодки, что бы не обдувало. Засыпаю.

Просыпаюсь. Лодка шкрябает дно. Поднимаюсь. Мужик просит толкнуть. Мелко. Толкаюсь багром. Не слезаем с мели. Мотор работает постоянно. Спрыгиваю, тащу лодку. Набрал в бродни воду. Слезли с мели. Плывем дальше. Иногда по рации зову Семена и Григория. Тишина в ответ. На встречу попались екатеринбуржцы, которые стояли у Бублика, а потом обогнали нас на перевале Кар-Кар. Они сплавляются на катамаране. Догнали нас. Спрашиваю не видели ли они четырех человек на охотничьих лодках. Говорят видели вчера на Вангыре в приюте. Плывем.

Опять спрашиваю рацию: "Семен, Григорий". Вдруг из рации с хрипцой отвечают. Ура! Смотрю на часы. 11.00. Два часа поднимались по Косью. Вижу две лодки. Кричу в рацию, что бы гребли к берегу и сдували лодки. Подходим к берегу. Подбираем. Грузимся. Поплыли по течению. Опять я в носу. Засыпаю.

Просыпаюсь от какого-то шума. Оказывается на берегу появился олень и хочет переплывать. Хозяин лодки хочет в него стрелять. Кричит мне - я долго вожусь с ружьем. Оленя жалко. Хозяин забирает ружье. Нужны патроны, они тоже где-то здесь. Опять долго вожусь в поисках патронов. Олень убегает на берег. Выстрел не случился. Плывем дальше. Олень бежит по берегу параллельно нам и вдруг опять лезет в воду. Хозяин лодки хватает ружье и стреляет. Промах. Олень ушел в лес. Это граница Национального пака, хотя берег левый — это еще не парк.

Впереди видна табличка «Изъяю». Лодочник не плывет по реке к мосту, а поворачивает в протоку слева. Плывем по протоке. Маленькая заводь. Много лодок. На берегу охотничьи домики. Лодочник говорит, что тут до станции ближе чем от моста. Разговариваем с Семеном и Григорием. 13.10 Решаем, что я доплываю до моста, а оттуда иду на станцию с вещами. Поезд в 14.10 от Косью до Печоры выходит. Билеты пропали, так что все равно надо покупать новые. Я плыву дальше с лодочником. Опять мимо проплывают разбитая паводком изби, опять лодки. 



Подплываем к мосту. Поднимаюсь. Олег и Сеня спят в избе. Бужу. Хозяин говорит, что скоро пойдет вагон, который возит рабочих. Надо подождать, он до станции довезет. Он вообще может до Печоры довезти. Билеты пропали, а купить их можно только в Печоре. Я соглашаюсь. Хозяин зовет опять кушать. Полная миска грибного супа с тушенкой. Ем. Едят ребята. Хозяин беседует с лодочником, который только что возил меня. Лодочник тыкает пальцем в даль. Там виден дымок.
- Это что
- Вагон что ли идет?
- Рано
- Как рано, как раз вовремя"
- Точно?
- Сейчас он не остановится
- Я просил он остановится.
- Тогда надо бежать к железной дороге

Бросаем все, хватаем наши мешки и бежим к железной дороге. Вагон останавливается. Вкидывает все в вагон. Протаскиваем вещи по вагону. В сапогах у меня хлюпает вода. Вагон тронулся. Машем из окна нашим опекунам. Подходит проводница. Покупаю билеты до Печоры. Денег у меня больше нет. Билетов нет. Денег нет. На станции Косью должны сесть наши. Подъезжаем к станции. Пусто. Наших нет. Они опоздали. Не успели дойти от лодочной станции до вокзала. Поезд тронулся. Пустой перрон проплывает мимо нас. Я расстроен. Думаю где найти деньги на билеты. Снимаю сырые сапоги. Надеваю кеды. Ну и вонища у меня из сапог. Едем. Рабочие заходят и выходят. Долго едем. Остановка на каждой станции. Заходят и выходят люди. Вот и город Печора. Вылезаем. Идем на вокзал. Тащим наши вещи. Звоню Григорию. Да, они опоздали. Ждут следующий рабочий вагон до Печоры, он только вечером. Деньги есть у Григория. Купим билеты, когда они приедут в Печору. Ура. Олег и Сема пошли погулять. Я сижу возле горы рюкзаков. До прихода электрички 4 часа. Спать хочется. Все. Вечером уедем в Микунь. Утром будем уже в Сыктывкаре. Очередной поход кончился. За окном становится темно. Беру с полки в вокзале книгу. Советская журналистка рассказывает о своем путешествии в Латинскую Америку. Пафоса много. Хорошие отступления. Красиво пишет. В вокзал заходят люди. Рабочий вагон подошел. Вижу Григория, Олю, Семена и Аню. Вижу екатеринбуржцев, они как наш талисман тоже с нами.

Оригинал