88. Все воинственное опрометчиво или поверхностно. Уверенность губительна без войны, и животворящая в экстремальной ситуации. Война это слишком близко подошедшая грань. Грань - это жестокое приближение истинного. Объем ошибок зашкаливает на грани. Во время войны объем ошибок зашкаливает и цена их резко возрастает. Мы в детстве ошибаемся, у нас война с реальностью, но цену мы еще не знаем. Счастье детства в незнание цены ошибок. В экстремальном ошибка оголяется, все на поверхности. Уверенность выползает из ошибки. Уверенность - это плата за ошибку и спасение от большой цены ошибки. Мыслитель отшатывается от опрометчивого, мыслитель отшатывается от поверхностного, потому что как только мыслитель шагнет туда налетит невидимый ветер и от мыслей останется лишь еле заметных остов, который не способен думать, на котором не держится мысль, но решение потребует рождения. Это как плод, который хочет вырваться наружу из тела слабой женщины. Плод убивает роженицу. Так же и решение убьет мыслителя. А что будет твориться с этическим состоянием. Если решение не убьет мыслителя, как мыслителя, то этические мучения оставят мыслителя без будущего. 

89. Вы не заметили, что этика рождает животное? Этика не про мысль? Вот договоренность по поводу этики - это да, про мысль, а сама этика животное. Веру уже несколько столетий выталкиваю в область этики. Вера из животного? Инстинкт рождает уверенность рождает веру. Не мысль как ответ на испуг привели к вере, а животная уверенность была первой предтечей веры. Человек еще будучи животным уже в утробе своей носил человеческую веру во всей своей силе, носил Бога во всей его силе. 

90. А обман ли это? То что пришло не от человека обман? А от человека достоверное? Но тогда мы каждый день рождаем веру, мы каждый день рождаем достоверное. Достоверное это не то что случилось без нас. Достоверное это область нашей каждодневной работы и связано это с нечеловеческим внутри нас. Витгенштейн говорит: "знание сродни решению". Я бы еще обострил. Знание - это ежедневно решение. И даже будучи учителем я не имею право повторять сказанное ранее. Я должен во всей свой безнадежности обдумывать, строит, и каждый раз принимать решение, которое подтвердит, а может быть опровергнет. Но если между первым тезисом и конечным нет принятого реально решения здесь и сейчас, знание растворяется. Возникает выдрессерованность. Abrichten. Витгенштейн обостряет внимание к этому слову. 

91. Решение - это такой знаете ли эмоциональный перегрев. Переживание, которое должно либо вытолкнуть нас далее и мы опять напрягаемся, потому что за решением нет ответа. Выбрал "правильное", а там дальше ведь ответственность, где опять решение и опять и опять. И в зазор между переживанием и опытом должно быть втиснуто дело. А дело не терпит мысли. Дело всегда временное отупение. Опыт рождает переживание мысли и требует решения. Даже лучше так - дело это восстание против мысли. Вера и дело близки, они от животного инстинкта. А мысль это нечто инородное, но вера не может жить вне мыслительных страданий, мыслительных решений. 

92. Но ведь это разговор не о "правильной" мысли. Этот разговор о мысли как таковой. Можно было бы даже обозвать ее мыслью заблудившейся и взывающей к опыту. Немного не так - к делу, а потом к опыту. Все это что бы скинуть плащ заблудившегося и надеть плащ достоверного. Но ошибка-то все равно будет жить внутри, ей-то от смены плащей что? Но тогда плащ достоверного играет другую роль, он как бы запрещает ошибке хоть как-то подавать о себе какой-то сигнал. "Ошибка становится чем-то запретным". А опыту, да и по большому счету делу на это наплевать. Пусть ошибка будет под большим или даже тотальным запретом - опыт вытолкнет нас в область принятия решения. И здесь нет места для дискуссии. Совсем нет места!!! Ну представьте себе, что на вас выскочил из кустов огромный медведь, а вы начали вести дискуссию бежать вам или уже не надо. 

93. Мне кажется, что вера это из области именно решений, постоянных решений. Потому-то этическое всегда было ближе к вере. Но именно эта близость подтягивает веру в область мысли и с мыслю вера прощается именно в момент принятия ежесекундных решений. Просто надо понять место сомнения в вере и место уверенности в вере. А то мы так вытолкаем веру в область безумного, что собственно и происходит сегодня. Собственно говоря вера приходит не через обучение, а через принятие этических решений учителя во всех его муках и именно это приучает к состоянию, когда ошибка отступает. Ошибка здесь, постоянно здесь, но способность каждое мгновение принимать решение обуздает ошибку. Мы идет через веру не в область правильного или достоверного, а в область обуздания неправильного самим переживанием принятия решения. 

94. А знание - это лишь допустимое поле для демонстрации переживаний в принятии решения. Нет, конечно можно отказаться от этой муки переживаний. Больно же. Можно и даже для этого был изобретен пафос. Считалось что он обуздывает сомнение. По мне так пафос просто убивает поле для принятия решений, а сомнение как волки отогнанные ярким костром, при потухании пафоса обязательно вернутся и разорвут всех в клочья.

Оригинал