День. 7 августа.

Утро

6.30. Утром на палатке вижу капли. Шел дождь. Беседую с Олей. Опять приходило ночью стадо оленей. Солнце. Ясное небо. Ставлю вариться мясо оленей.

Олень в котелке

Все выходят из палаток. Едим оленину и бульон. Не все съедаем. Закрываю котелок с остатками. Потом съедим.

Нога

Режу вторую оленью ногу на куски. Солю, чтобы не пропало. Складываем палатки. Складываем рюкзаки. Комаров нет. Ветерок. Выходим в сторону перевала Кар-Кар.

Сборы

Идем вдоль ручья. Там тропа на Кар-Кар. Чувствую, что не смогу все нести. Тяжело. Останавливаюсь. Сбрасываю лодочный чехол с вещами. Лодка у меня в рюкзаке. Оставляю у камня чехол с вещами. Буду нести в два захода. Остальное взваливаю на себя. Идем. Обгоняю всех. Справа ледник Балбан и три озера. Поднимаюсь на холм. Оставляю рюкзак. Спускаюсь. Все время говорим по рациям друг с другом пока идем. Ребята идут мне на встречу. Бегу за оставленным чехлом от лодки с вещами. Через 20 минут я возле чехла. Догоняю остальных. Ребята поднялись до места где я оставил рюкзак. Привал.

Ледник Балбан

Пошел дождь. Олег, Сеня и Аня идут за водой к ручью. На газе греем воду. Ребята опять идут за водой. Далеко. Режу колбасу. Достаю печенье. Пьем чай. Едим оленину из котелка. Оленина недоедена. Закрываю плотно.

Привал

Начинаем спуск в долину другого ручья в сторону озера Кар-Кар. Ухожу с рюкзаком вперед. Чехол из под лодки с вещами остался на холме. Спустился. Вижу трех оленей: Папа, Мама и олененок. Мама и олененок прихрамывают.

Оленья семья

Дождь. Ручей сухой. Поднимаюсь с ручья. Камни. Тяжело идти. Вижу озеро возле скал с ледниками. Это Кар-Кар или в простонародье Бублик. Слева виден перевал Кар-Кар. Он не такой пологий как нам говорили. Дождь усиливается. Меня догоняет Аня. Оглядываюсь. Вижу как внизу у ручья остановились на передых Олег и Сеня. Вижу Григория спускающегося к ручью. Вижу Ольгу и Семена, которые только отходят от места привала. Что они там вошкаются?

Оглянулся назад

Семен по рации сообщает, что у Оли судорога ноги. Нужно обезболивающее лекарство. Я говорю, что лекарство в чехле от лодки, что оставили на последнем привале. Вижу как Семен поднимается по холму к чехлу. Я, не доходя до озера, снял рюкзак и возвращаюсь к Оле и Семену. Прохожу мимо Сени и Олега. Они сидят отдыхают и смеются. Хороший признак, значит не устали. Мешки у них тяжелые. Сеня тащит вторую лодку. Она отвязалась. Он взял ее поперек и несет. Встречаю Григория. Весла на рюкзаке у него болтаются. Бьют по ногам. Ему не удобно. Иду дальше к Семену и Ольге. Пересекаю сухой ручей. Дождь идет. Дошел до Ольги. Семен где-то на холме у чехла. Я беру у Оли ее рюкзак и иду в низ к сухому ручью. Дождь.

Озеро Кар-Кар (Бублик)

По рации прошу Григория идти к озеру и ставить палатки. Иду быстро. Обгоняю Олега и Сеню. Обгоняю Григория и Аню. Я на берегу озера. Сбрасываю рюкзак Оли. Камни и между ними вода. Иду от берега к брошенному мною рюкзаку. Он недалеко. Подбираю. Приношу к берегу. Олег и Сеня ставят платки. Дождь опять усиливается. Загоняю детей в палатку. Ставлю свою палатку. Пытаемся с Григорием поставить палатку Семена. Неудачно. Руки у нас не оттуда растут. Льет дождь.

Наш лагерь на Кар-Каре

На берегу кроме нас еще видны две палатки, но они далеко от нас. В 17.00 подходит Семен и Ольга. Несут свой рюкзак и мой чехол от лодки с вещами. Семен переставляет палатку. Ветер. Дождь. На мне все мокрое. Дождь пробил. Я не надевал плащовку. Дурак. Дождь стихает. Достаю вещи из чехла от лодки свои вещи. Ругаюсь. Засоленное оленье мясо протекло и попало на спальник. Ругаюсь громко. Спальник сильно промок. Лижу спальник. Соленый привкус. Пропитался кровью от оленей. Мне спать в сыром спальнике. Кошмар. Ругаю себя в голос.

Столовка

В палатке у Семена и Ольги делаю еду на газе. Здесь на озере даже кустов нет. Дров близко нет совсем. Дрова есть только за перевалом. Это далеко. Гречневая каша и 2 маленьких банки тушенки. Едим в палатке у Семена и Ольги, у них большой «предбанник». Снаружи дождь. Ветер. Пьем чай. Играем в "Знаменитости". Семен загадал. Не удается отгадать. Мучаемся долго. Оказывается Герцен. Начали играть «Вы поедете на бал?». В 20.00 расходимся по палаткам. Засыпаю в сыром спальнике. Холодно.

Семен

5 день. 8 августа.
Тепло. Идет дождь. Моросит. Завтрак готовлю на газу. Рис и на выбор сгущенка и тушенка. Кто что хочет. Обсуждаем подъем на гору Народную. Гора недалеко. Но дождь мешает. Семен говорит, что на горе вообще ничего не видно из-за облаков. Аргумент весомый. Решаем не идти сегодня. Ждать погоды. Видим, что за ночь появилось много палаток на берегу Бублика. Зову других идти вокруг озера. Сеня идет со мной.

Бублик

Обходим озеро. Камни. Идти трудно. Сеня поднимается на ледник. Я жду его. Не появляется долго. Беспокоюсь. Озеро прозрачное и глубокое. Фотографирую. По рации Аня говорит, что идет на встречу. Вижу ее на краю. Мы пошли обходить озеро слева, она пошла с права. Аня по рации координирует проход со мной. Я вижу что она идет по зеленке. Зеленка кончается. Прошу ее остановится и ждать нас там. Если нет зеленки значит камни и эти камни двигаются, не покрыты мхом. Опасно. Дождя нет. Пасмурно. Камни скользят.

Сеня на Бублике

Появляется Семен. Он поднялся на ледник и спустился. Идем по берегу, по камням. Тяжело. Камни огромные. Скачем. Дошли до Ани. На весь обход потратили 2 часа. Аня говорит, что видела маленькую рыбку. Нам говорили, что на озере рыбы нет. Подходим к лагерю.

Бублик

Олег выходит из палатки. Спал. Он не завтракал. Спал до 13 часов. Подходят новые туристы. Семен идет знакомится. Возвращается. Из Москвы школьники с права от нас. Еще туристы. Опять Семен идет. Возвращается. Германия. Еще туристы. Пермь. Еще. Знакомимся. Екатеринбург. Беседуем с Семеном. Он насчитал 20 палаток. Семен говорит, что все идут завтра на Народную.

Из Бублика

Готовлю обед на газу. Остатки оленьего риса с завтрака, суп-харче из пакетов, тушенка. Вкусно пахнет от нашего харче. 15 часов. Обедаем в палатке Семена и Ольги. Играем в новую игру «Вконтакте». Семен всех научил. Игра очень затягивает.

Бублик

Правила такие. Ведущий загадывает любое слово. Остальные должны отгадать загадывая другое слово на первую букву слова загаданного ведущим. При этом загадавший слово должен так обрисовывать свою вещь, что бы ведущий не догадался первым. Если ведущий не догадается и другой успеет крикнуть «Вконтакте» и вместе с загадавшим досчитать до 10 и крикнуть данное слово одновременно и оно совпадет, то ведущий должен называть вторую букву в слове которое загадал ведущий и так по буква, по буквам пока кто-то не догадается что это за слово загадал ведущий.

Бублик. Вид на долину ледника Балбан

Иногда идет дождь. В 20.00 готовлю ужин. В котелок кладу макароны, суп с вермишелью, тушенку и специи для гуляша. Кушаем в темноте. Пошел спать. Не спиться от шума ветра. Усиливается ветер. Палатки гнет. Выхожу. Ветер кладет палатки на землю. Палатки распрямляются. Ветер опять кладет. Боюсь, что палатки сорвет. Хожу между палатками и кладу камин на колышки.

Долина ледника Балбан

Пошел сильный дождь. Ветер не стих. Лежу в палатке слушаю. Мою палатку гнет к земле. Ветер с дождем пробивает полотно палатки. Палатка дрянь.

Палаточные лагеря вокруг Бублика

Два часа ночи. По рации Семен сообщает что его палатку порвало ветром. Выхожу. Помогаю восстанавливать. Ставить камни. Укрепляю палатку у Олега с Сеней, а так же палатку у Гриши и Ани. Все вроде спят. Ветер ломает дуги. Видно что дуги неестественно выгнулись. Порывы настолько сильные, что палатки жмутся к земле. Проваливаюсь в сон.

6 день. 9 августа.

В 5 утра слышу разговоры Олега и Сени. Выхожу. Олег и Сеня поворачивают палатку что бы ветер не лупил сбоку. Идет дождь. Я помогаю, но сильно ругаюсь. Не верю что будет лучше. Прячусь в палатку. Просыпаюсь. 6 утра. Дождь кончился. Ветер гнет палатки.

Солнце. Сильный ветер. Бедные полатки то согнутся, то распрямятся. Танец. Ветер ломает палатки, а они стоят. Выкладываю на камни сырые вещи. Солнце сушит. Григорий и Семен тоже все выкладывают на сушку. Завтракаем.

Путь на Народную.

В 10.00 идем влево от озера для подъема на Народную. Заходим в ущелье. Камни. Выходим на ледник. Снег покрыт красным излетом. Поднимаемся. Снег скользит. Ледник кончается.

Идем по камням. Шумит ручей. Опять ледник. Опускается туман. Нам обгоняют немцы. Здоровается их проводник.

- Вы Сажин.
- Да
- Я вас помню, вы по Кажиму спускались несколько лет назад.
- Да, было.
Он сопровождает немцев. Один из немцев в шортах. Смешной. Туман и холодный ветер. Идем.

Выходим на плато. Нас догоняют московские школьники. Где-то 15 человек. С ними идем в тумане. Семен говорит с их руководителем. Они не знают тропы.

Семен просит идти за нами. Предостерегает, что бы не шли влево, там обрыв. Семен говорит что бы искали туры (камни положенные друг на друга). В тумане видны туры. Идет от тура к туру.

Семен рассказывает, что в интернете туристы договорились покрасить туры на Народной. Видим красный тур. Покрасили все же. Молодцы. За ним следующий крашенный тур. Возле одного тура лежит пустой баллончик из-под краски. Решили на обратном пути взять и вынести с горы. Мусор.

Вереницей идет по плато. Камни, камни, камни. Идти трудно. Скачем, перелезаем. Школьники за нами. Туман рвется. Видны горные долины. Туман наползает. Туман рвется. Видим Народную. Распогодилось. Туман ушел. Москвичи обогнали нас. Ушли вперед.

Идем по тропе от тура к туру. Спустился к леднику. Воду выпили, бутылки пустые. Хочу набрать воды. Ледник не дает. Много мусора. Вода где-то глубоко. Не набрал.

Дошли до перевала с крестом. Это граница Азии и Европы. Садимся рядом. У нас один рюкзак, там куртки и плащи, там еда. Несем по переменке. Едим шоколад, колбасу, орехи и сухофрукты. Ветер. Холодно.

Видны горы кругом. Видно озеро Голубое от которого поднимается туман. Солнце. С Народной спускаются немцы. Голоногий идет смело. Холодно. Немцы улыбаются. Довольны. Проводник тоже доволен.

Мимо идет еще одна группа туристов, которые поднялись раньше нас. Они ушли из лагеря в 8 утра. Начинаем последний подъем. Камни. Туров много. Опять видим пустые баллончики. Остановка. Передых. Семен и Оля остались внизу. По рации Семен говорит, что Оля не сможет подняться.

Гора Народная

С горы спускаются два парня. Один с баллончиком в руке. Беседуем. Оказывается это инструктора по туризму из Перми, которые красили туры. Они все баллончики с краской подняли. Говорят, что на обратном пути соберут все баллончики. Парни уходят вниз.

Долина Манарги

Мы поднимаемся. Нас нагоняет один из двух инструкторов. Говорит, что оставил на вершине нож. Просит если найдем принести к Бублику. Торопит нас. Мол скоро вершину накроет туча с дождем.

Доходим до вершины. Инструктор ищет нож. Ножа нет. Расстроен. Мы фотографируемся. Инструктор нас фотографирует. Подгоняет. Скоро дождь. Смотрим по сторонам. Красота. Ущелья. Скалы. Ледники.

Я достаю футболку с МХГ и фотографируюсь с ней. Все фотографировать не можем, сел сотовый телефон. Спускаемся.

Наплывает облако. Олег пошел напрямую, а не по тропе к кресту, где нас ждет Семен и Ольга с рюкзаком и вещами. Я иду за Олегом. Григорий, Аня и Сеня идут к кресту. Пошел дождь. Я в плаще. Олег без плаща. Ветер. Скачем по камням. Опасно. Скользко. Обходим ледник на котором я пытался набрать воду. Выходим на тропу. Дождь льет ужасно. Не могу понять Семен и Григорий нас обогнали или нет. Говорю по рации. Выясняю что вроде нет не обогнали. Решили ждать их на тропе.

Дождь усиливается. Олег без плаща. Мокрый. Подходят пермяки. Показывают нам небольшой камень, где можно спрятаться от дождя. Олег прячется туда. Я стою и жду остальных. Ливень. Ждем. Я начинаю сомневаться не прошли ли наши ребята мимо нас. В дожде появляются ребята - Григорий, Аня и Сеня. Я рад. Подходят. Выясняется, что Сеня тоже не знает, где его плащ. Я достают из рюкзака их плащи. Спускаемся.

В сапогах хлюпает. Оля и Семен отстали. Идем. Оля и Семен догоняют. Оля идет плохо. Оля и Семен опять отстают. Выходим на плато. Вдалеке видны школьники. Они тоже спускаются. Дождь. Школьники скрываются за камнями. Я теряю их из виду. Идем. Выходим к обрыву и к Голубому озеру. Высота большая. Голубое озеро очень очень далеко внизу. Я промахнулся. Хорошо хоть нет тумана. Школьники ушли влево. Идем резко влево, от обрыва. Камни и болото. Сыро. Ручьи и лужи. Оля и Семен отстали еще больше. Мы их не видим. Переговариваемся по рации. Решили довести ребят до лагеря и потом вернуться к Оле с Семеном.

Путь по которому пошел Олег с Народной

Я тороплюсь. Боюсь, что ребята промокли. Выходим на ледник. Спускаемся. Знакомые места. Дождь прекращается. Солнце. Идем по леднику. Шумит ручей под ледником. На леднике вижу как школьники спускаются. Они шли с палками. Теперь они этими палками тормозят о снег. Мы спускаемся вслед за ними без палок и сильно скользим. Я еду на попе. Остановился. Снял бродни. Ребята ушли вниз. Я выжимаю стельки и носки. Они в белой пене. Странно. Натягиваю все сырое. Болит пятка. Сильно болит. Хромаю. Не могу догнать наших. Семена и Оли тоже не видно. Отстали сильно. Поворачиваю за скалу. Виден Бублик. Вдалеке идут наши ребята, до палаток им недалеко. Болит нога. Захожу в лагерь.

Вид на Народную

Родные палатки. Кричу что бы Олег и Сеня надевали сухую одежду и лезли в спальник, а все сырое выкинули бы наружу. Ветер. Солнце. Раскладываю сырые вещи на солнце. Я начинаю готовить еду. У меня не осталось сухой одежды. Натягиваю сырую тельняшку на себя. Высохнет на теле. Газовая горелка. Варю макароны с тушенкой. По рации связываюсь с Семеном. Семен говорит, что дойдет с Олей сам. Опрокидываю котелок. Ругаюсь. Никто не видел. Возвращаю макароны в котелок. Довариваю. Боюсь скоро кончится газ. Дров нет.

Вижу как подходят к лагерю Оля и Семен. Зову всех ужинать. Едим и расходимся по палаткам. Устал. Слышу как Семен уходит к москвичам. Из разговоров понимаю, что ему подарили газ, три не полных баллона, но для нас это очень хорошо. Ура, у нас на завтра есть газ. Это надолго хватит. Москвичи кричат что Семен может взять кипяток. Все на мне сырое. Спальник тоже сырой. В палатке вода от дождей. Ветер не стихает. Палатка гнется. Слышу что Олег и Сеня в палатке смеются. Это хороший знак. Значит сухие и не болеют.

Камни

Слышу что Семен предлагает всем нашим попить чаю из кипятка москвичей. Слышу Аня соглашается пить чай. Я по рации прошу Семена угостить меня спиртом. Мне холодно от сырости. Боюсь заболеть. Семен подходит к палатке. Я открываю. Рука с кружкой спирта. 150 грамм. Чокаемся. Пьем. Я внутри, Семен с наружу. Ох и гадость. Ветер. Меня охватывает жар. Проваливаюсь в сон. 3.00. Просыпаюсь от холода. Стучу зубами. Ветер очень сильный. Холодно. Вылезаю из сырого спальника и залезаю в большой полиэтиленовый пакет и опять в спальник. Потеплело. И что я не сделал так сразу. Проваливаюсь в сон.

7 день. 10 августа.

8.00. Смотрю на часы. Встаю. Ветер. Солнца нет. Все что оставил на камнях и забыл забрать сырое, хоть выжимай. Ругаю себя. Собираю сырые вещи. Выходит Семен. Обсуждаем. Ситуацию. Надо собираться на перевал Кар-Кар. Время не ждет. Семен предлагает две палки с которыми мы пришли, поставить в камни и растянут веревку между ними. Вещи на веревку. Ветер высушит. Делаем. Палки падают. Веревка отваливает. Установили. Ветер сильный скидывает вещи.

Варю завтрак. Все выходят. Едим гречневую кашу с тушенкой. Пьем чай. Собираемся. Палатки собираем. Вещи пакуем. Наша сушилка сработала. Вещи подсохли. Уже лучше. Олег встал в 10.00. Поели.

Палатки с берега постепенно исчезают. Кто-то уходит к Балбанью. Кто-то на перевал Кар-Кар. Бублик пустеет. Московские школьники уходят на Кар-Кар. Разбираем палатки. Видим сломанные каркасы палаток. Ремонтируем. Клей, скотч, бичевка. Единственная палатка где не сломан каркас — моя платка.

Все собрали к 13.00. Вышли. Оставляю чехол с лодкой на камнях, заберу во второй заход. Обгоняю всех. Камни, камни, камни. По дороге попадаются два туриста. Они идут от перевала Кар-Кар, не заходя на озеро, в сторону ледника Балбан. У них в руках навигатор.

Я поднимаюсь на Кар-Кар. Меня догоняет Олег и Сеня. Оставляю рюкзак. Спускаюсь за лодкой. Встречаю всех наших. Подъем тяжелый. К 14.30 подтаскиваю лодки. Все на перевале. Вышло солнце.

С перевала вид на долину реки Манараги. Красота. Внизу плато и озера. Сзади виде Бублик как на ладони. Красиво. Солнце выглянуло. Видна платка ребят из Екатеринбурга за камнями. Там парень и девушка. Едим шоколад. Смотрим на красоту.

На этом берегу у нас был лагерь. Вид с перевала Кар-Кар.

Начали спуск. Видны 4 озера на плато. Спуск заканчиваем у озера. Оставляю рюкзак и за лодкой опять на перевал. Повторный спуск.

Пошли по плато с озерами. По камням скачем. Огромные глыбы. Видны туры. Туры ведут влево. Идем. Семен просит остановится. Возвращаюсь за лодкой. Едим сало. Семен уходит посмотреть где спуск с плато к реке Манарага. Семен возвращается и говорит что надо идти влево. Туры уходят в право. Ругаемся, но идем за Семеном.

Спуск опять крутой. Тяжело. Опять поднимаюсь на плато за лодкой. Оля боится идти по камням. Семен тоже стал ходить в два захода. Свой рюкзак и рюкзак Олин. Без рюкзака Оля идет легче. Григорий помогает то мне, то Семену.

Остановились возле трех озер в 19.00. Темнеет. Семен и Григорий ушли в разведку. Нам еще с озер надо спустится к реке. Явно не сегодня.

Ставим палатки. Видна долина реки Манараги. Видна гора Победа, она такая изогнутая на фоне неба.

У озера уже есть кусты и сухие ветки. Развожу костер. Готовлю еду. Рис с тушенкой. Едим в темноте. Пережигаю в костре все банки из-под тушенки. Все расходятся по палаткам. Сижу возле своей палатки. Ветер не сильный. Тепло. Сидеть приятно. Горит костер. Летят искры. Жгу дрова. Ложусь спать.