Вы когда-нибудь задумывались, сколько работы нужно сделать и сколько нервов потратить тем людям за столом, которым вы подаете паспорта в день голосования, чтобы выборы состоялись? Скорее всего, нет.
В этом году мне выпала возможность на личном опыте увидеть тяготы членов отдельно взятого УИК и НЕ увидеть знаменитые карусели, вбросы и прочие провокации.
Честно…и скучно?
Похоже, в Марий Эл еще не придумали адекватной схемы по обману КЭГов, поэтому на участке с электронными аппаратами работалось спокойно. Никто не приносил с собой большую пачку липовых штрих-кодов и даже не пытался получить доступ к голосованию по поддельному паспорту. Не было даже обычных скандалов, провокаций и ярых недовольных.
Либо же мне удалось попасть на самый образцово-показательный участок. Уверена, что на участках с урнами случалось всякое…Кто работал, наверное, подтвердит.
Хотя бывалые члены УИК говорили, что в прошлом году были такие факты, что люди хватали с рабочих столов подотчетные штрих-коды и убегали.
И даже без скандалов
За весь день работы к председателю не поступило ни одной жалобы – ни со стороны наблюдателей (пенсионеров и студентов), ни со стороны посетителей. Хотя нет, устные жалобы были: дайте нам бумажный носитель! Мы не хотим голосовать на машине! Бабушки и дедушки пугались КЭГов и говорили, что по-хорошему надо давать людям альтернативу.
Сегодня единственный вариант проголосовать на бумаге – это заранее взять открепительный и пойти на другой участок. Но об этом, конечно, мало кто задумывается всерьез.
На выборы как на праздник
- Да вы присаживайтесь, бабушка. Мы еще пока паспортные данные заполним…
- А зачем сидеть-то? Я ж голосовать пришла!
У старшего поколения до сих пор с выборами связаны более глубокие и патриотические чувства, чем у других поколений. Многие из нас ходят голосовать «по необходимости», они – по сердцу. Интересно наблюдать, с каким энтузиазмом и подъемом приходят почтенные бабушки и дедушки на избирательный участок.
Категория до 30 приходит иначе – стоит в очереди за кодом, переминаясь с ноги на ногу, быстро делает свои дела у аппарата и быстрым шагом уносится по более важным делам.
А вы – не инвалид?
Несколько раз за день председатель комиссии должен позвонить в Центризбирком и отчитаться, сколько на текущий час приняло участие избирателей из категорий:
- лица 18 лет;
- лица от 18 до 35 лет;
- лица с инвалидностью.
Если с первыми двумя все просто, то третье даже как-то неэтично. Не будешь же подозревать отдельных граждан и приставать с вопросом: а вы не инвалид случайно? Точно нет?
Шли до победного
На нашем избирательном участке явка так и не превысила 50%. В голосовании приняли участие всего 918 человек. Зато эти люди во времени растянулись от самых 8 утра до без пяти минут восемь вечера.
А дальше началось самое горячее и сложное время для комиссии. Подсчет голосов, заполнение отчетов, оформление протоколов, гашение неиспользованных штрих-кодов и иная бюрократия.
(И даже на этом этапе результаты не подтасовывались, только представьте себе! В лидерах были «Единая Россия» и Сергей Казанков).
Заполнение и сбор всех необходимых документов продлился до начала следующих суток. Лишь в первом часу делегация в составе четырех человек увозила два пакета и коробку материалов в ЦИК, куда в это время съезжались представители других УИКов. Только в четыре утра наш пакет документов был принят.
Как шутили члены комиссии, в этом году увеличение числа необходимых бумажек связано с пустым 2017 годом для ЦИКа. Выборов не будет, а работать надо. Как раз, глядишь, к президентским прошлые бумаги разберут.
Оставить без еды
Начало выборного дня для комиссии началось с 6 утра – время повторного тестирования КЭГов. А вообще вся подготовка к 18 сентября растянулась на три недели. Как сообщили бывалые, работы много, а денег – кот наплакал. Да и основной работы нехотя освобождают.
Отдельный вопрос – организация питания. С приходом нового председателя членам комиссии в день голосования решили обед не оплачивать. Дескать, трудятся на государство, некогда о бренном думать. А вот материальное вознаграждение для волонтеров, обучающих желающих работе на тренировочном КЭГе увеличили примерно на 200 рублей. Что тоже неплохо. Но это уже так, лирические отступления.
Главное, что выборы состоялись. Цифры в большинстве своем известны. А радоваться результатам или горевать из-за них – решает каждый за себя.
Наталья Петрова