С утра ходили по грибы с мамой. Набрал ведро маслят. Грибы собирали за городским кладбищем, которое за Красным Затоном. В лесу тихо. Грибов много. Все в ожидании дождя.
Дальше чистил грибы. Маслята мелкие, тяжело чистить.
Днем отвез кашу на кормежку. Уже лил дождь.
Вечером заложили морковку в подвал гаража. А после того как уложили детей, жена стала мариновать маслята.
Вечером читал дневник Михаила Меньшикова, за 7 дней до смерти (13 сентября 1918 года) он пишет:
"Я понимаю: вводите социализм, — вводите коммунизм, но оставайтесь верными своей же основной идее — справедливости".
Он приметил, что формальное победило смысл и так будет все время. Власть всегда будет за преобладание формального над смыслом.
И вот последняя запись в дневнике Михаила Осиповича Меньшинкова:
"Все ужасы, к-рые переживает наш образованный класс, есть казнь Божия рабу ленивому и лукавому. Числились образованными, а на самом деле не имели разума, к-ый должен вытекать из образования. Забыли, что просвещенность есть noblesse qui oblige {Благородство, которое обязывает (фр.).}. Не было бы ужасов, если бы все просвещенные люди в свое время поняли и осуществили великое призвание разума: убеждать, приводить к истине. Древность оставила нам в наследие потомственных пропагандистов — священников, дворян. За пропаганду чего-то высокого они и имели преимущества, но преимуществами пользовались, а проповедь забросили, разучились ей. От того массы народные пошатнулись в нравственной своей культуре".
Он называет элиту страны, самых богатых и самых влиятельных людей "Ленивый и лукавый раб", из-за лености которого, из-за не желания которого проповедывать, из-за не желание которого просвещать "пошатнулась нравственность" народа и опрокинуло Россию.
Еще нет длинных лет советской власти, еще нет Большого террора, еще нет разорения крестьянства, еще нет ни успехов, ни поражения, он ищет опору, он кричит нам о нравственной опоре. И если ее не будет - не будет ничего. А нравственная опора простая: сильный, богатый и умный должен протянуть слабому, бедном и дураку руку и не лениться в этом, не лениться в этом самом важном социальном действии.