В последнюю предвыборную неделю полезно вспомнить результаты трудов Госдумы, замену которой нам предстоит выбрать. Эти результаты коробят всех, кто не прикормлен партией власти. Крылатые фразы «Госдура» и «взбесившийся принтер» возникли не на пустом месте. Детищем предыдущих созывов Госдумы стали муниципальная реформа, в результате которой мы лишились права напрямую избирать своих мэров; избирательные фильтры, которые ограничили допуск к выборным должностям; закон о митингах, который усложнил проведение уличных протестных акций; закон о референдумах, поставивший их практически вне закона. Последний вкупе с законом о пропаганде сепаратизма сделал невозможным плебисцит в Волжске о присоединении к Татарстану, который показал бы 90 %-ный результат. Список можно продолжать бесконечно долго, одно добавление пункта о капремонте в наши счета за ЖКУ чего стоит. А еще «закон Лугового», «закон Яровой» и прочая, и прочая… И каждый из нас понимает, почему приняты эти и сотни других неперевариваемых законов. Не кому они выгодны, а именно почему приняты. Причина – монополия партии власти в Госдуме. Любой думающий человек рад преодолеть сложившееся положение вещей. Но для этого нужно приложить хоть какие-то усилия.
Единственно доступные действия – участие в выборах. На которых у каждого из нас свои предпочтения. И как раз здесь есть о чем поговорить именно сегодня, за несколько дней до новой Госдумы. Знакомый врач как-то объяснил мне, в чем революционность метода русского хирурга Николая Ивановича Пирогова. Оказывается, что во время обороны Севастополя он первым стал тщательно сортировать раненых уже на первом перевязочном пункте; в зависимости от тяжести ранений одни из них подлежали немедленной операции в полевых условиях, тогда как другие, с более лёгкими ранениями, эвакуировались вглубь страны для лечения в стационарных военных госпиталях. Казалось бы, простая и очевидная вещь. Но до гениального Пирогова раненые направлялись к полевому врачу в общую очередь, и в условиях военного цейтнота легко раненные и заведомо умирающие отнимали драгоценное время у тех, кто нуждался в неотложной срочной операции.
К выборам это имеет вот какое отношение. Как и в случае с Пироговым, главное на выборах – расставить приоритеты. Да, мы не хотим гегемонии партии власти. Да, мы будем голосовать против нее. Но вразнобой. Принесет ли это ожидаемый результат? Если мы отдадим свой драгоценный голос за партии, явно не проходящие в Госдуму, если марийский кандидат от этих партий является явно не проходным, поможет ли это решить проблему? Нет. Это сыграет на руку партии власти. Чего она и ждет. Но если мы, как военный хирург, сосредоточим усилия на кандидате, которому мы в силах помочь в полевых условиях, который явно может пройти в Госдуму, мы создадим конкретную альтернативу партии власти, реальный противовес. Распыление усилий – всегда пшик. Собрать силу в один кулак – единственный шанс на изменение положения в республике в частности и в стране в целом.
Мои друзья, коллеги-грузоперевозчики Татарстана, объединившись в профсоюз, идут на эти выборы под красным флагом. Они мне популярно объяснили, что это единственная реальная альтернатива партии власти. И единственный вымпел из всех, представленных в избирательном бюллетене, который поддержал борьбу грузоперевозчиков против «Платона». Парни решили сделать все, чтобы, как минимум, уравновесить «качели» Госдумы.
У нас, жителей Марий Эл, есть явный, почти стопроцентный кандидат, альтернативный партии власти. Грех распылять свои усилия и не помочь ему в воскресенье. Иначе, возможно, уже в понедельник нам уже никто не поможет.