В России, которая впечатляет огромными масштабами заброшенных полей и интенсивным социальным опустыниванием сельских регионов, вдруг неожиданно замаячил вопрос о земле. Эта терминология начала ХХ в. оказалась вновь актуальной на Юге страны.
В августе 2016 г. Кубань отрапортовала о рекордном урожае зерновых. Сам премьер лично посетил Краснодарский край, проверил и похвалил. И вдруг в СМИ стали появляться сообщения о марше фермеров на Москву. В благостной картинке возник какой-то странный диссонанс. Я попытался пролистать СМИ и реконструировать суть конфликта.
Общее резюме простое: крупный, а местами и средний бизнес, опираясь на поддержку местной и региональной власти, пытается выдавить стоящий на пути менее эффективный и влиятельный бизнес небольших ферм. У каждой стороны есть своя правда. С одной стороны, если исходить из сугубо экономической логики, то агрохолдинги на Кубани, как и во всем мире, демонстрируют в зерновом бизнесе большую конкурентоспособность, чем их мелкие конкуренты. С другой стороны, переход земли в руки агрохолдингов негативно влияет на социальную структуру села: резко снижается количество занятых, а самостоятельные фермеры вытесняются наемными работниками.
Итак, хроника конфликта и аргументы сторон.
«Газета.Ru» весной попыталась разобраться в конфликте, став в результате без колебаний на сторону крупных хозяйств (29.03.2016). Это одна правда, услышанная в местных органах власти и у владельцев среднего бизнеса:
«Когда еще в начале 1990-х распались сотни колхозов, их поля разделили между вчерашними колхозниками, многие из которых получили небольшой пай — выделенный участок земли. Что делать с этой землей, многие станичники не представляли — с условной пары гектаров приличный урожай не соберешь, к тому же нужно где-то достать тракторы и сеялки. Сдавать землю в долгосрочную аренду небольшим фермерским хозяйствам кубанцы не решались. В итоге многие земли простаивали, чем воспользовались самые предприимчивые фермеры, они стали обрабатывать «ничейные» поля, собирая с них урожай. «Людям в 90-е не до того было — многие считали, что земля не нужна, что она стоит копейки, — вспоминает кубанец Андрей. — Так в принципе и было — за условный мешок зерна пай отдавали. Поля пустые стояли. Это сейчас ни одного свободного клочка нет — все засеяно».
Так продолжалось до начала 2000-х. Тогда в станицы стали приходить крупные агрохолдинги и средние хозяйства, которым сдавать земельные паи было банально выгоднее. В итоге эти крупные сельхозпредприятия начали обрабатывать массивы в тысячи гектаров. Если мелкий фермер мог прокормить себя и дать работу только своей семье, то хозяйства покрупнее стали активнее участвовать в станичной жизни. В итоге с их приходом, как правило, в несколько раз выросла плата за земельные паи — теперь за каждый надел ежегодно владельцу пая дают несколько тонн зерна, подсолнечное масло, сахар, муку.
Однако с приходом средних хозяйств, поддержанных большинством селян, остались недовольны небольшие фермеры, некоторые из которых с начала 1990-х пользовались чужими полями.
Именно они сегодня подбивают станичников на «тракторный бунт», требуя очередного передела земли и ломки уже устоявшихся хозяйственных связей, рассказывают корреспонденту «Газеты.Ru» владельцы агрохолдингов и средних хозяйств.
<…> В Новопокровском районе градообразующее предприятие станицы Новоивановской — ООО «Новоивановское» — возглавляет Роберт Хахалев. После развала колхоза «Путь к коммунизму» селяне оказались перед непростым выбором: получив земельные паи, они попросту не знали, как с ними поступить. Идти к новоявленным фермерам побаивались, слишком ненадежными они казались.
«Сравнивать 90-е годы и нынешнее время невозможно — это две большие разницы. В 90-е был полный упадок в хозяйстве, была большая неразбериха с землей. Очень многие использовали земли, десятилетиями не платя налоги», — делится воспоминаниями глава сельского поселения Василий Абеленцев.
С приходом ООО «Новоивановское» на полях навели порядок, заверяет Абеленцев. Для сравнения: примерно половину станичного бюджета составляют налоговые отчисления этого агропредприятия, примерно столько же вносят порядка 40 небольших фермерских хозяйств. Но их роль в социальном развитии Новоивановской несопоставима — агропредприятие выделило средства на замену водопровода и грейдирование улиц, активно помогает школе и детскому саду, местному православному приходу, а небольшие подворья попросту не имеют ресурсов для меценатства.
О преимуществах именно среднего хозяйства говорят сдавшие ему в аренду паи новоивановцы: получаемая ими ежегодная плата — одна из самых высоких в округе. С первых же дней Роберт Хахалев принял решение о повышении арендной платы в три с половиной раза, а выкупная цена земельных паев удвоилась. Вчерашние колхозники довольны и тем, что хозяйство активно развивается. На полях и конеферме, в автопарке агропредприятия работают больше ста человек. Вряд ли бы небольшие хозяйства смогли бы ежегодно обновлять технику, здесь же ровным рядом выстроились новенькие российские комбайны «Акрос» и голландские трактора Buhler. В автопарк приходится вкладываться, зато уборочная страда проходит без поломок и простоев, рассказывает Хахалев.
ООО «Новоивановское» ведет судебные тяжбы с местным фермером, который до этого пользовался колхозными полями.
Станичники, по словам Хахалева, на стороне агропредприятия, но недовольный селянин продолжает засыпать различные инстанции жалобами.
Похожая проблема и у сельскохозяйственного предприятия «Дмитриевское» из одноименной станицы в Кавказском районе Краснодарского края. Заступаясь за градообразующее хозяйство, жители направили президенту Владимиру Путину коллективное письмо, подписанное представителями по доверенности более 300 собственников паев. Сами станичники говорят, что сделали это по личной инициативе. В письме перечисляется та помощь, которую хозяйство оказывает станице: крупное агропредприятие не только платит налоги в местный бюджет (за 2015 год СХП «Дмитриевское» внесло в казну порядка 25 млн руб.), но и обеспечивает 300 рабочих мест такой зарплатой, какую и в городе не каждый получает. Также в письме Путину говорится, что помимо одной из самых высоких в районе арендных плат владельцам земельных паев оказывается помощь при рождении ребенка, сборах учеников в школу, полностью оплачиваются похороны. Более десяти семей вынужденных переселенцев с Донбасса получили в хозяйстве и второй дом, их обеспечили всем необходимым. За счет средств хозяйства станичники обеспечены питьевой водой, дети бесплатно занимаются в спортивных секциях, пишут собственники паев президенту. Однако несколько местных фермеров, как утверждается в письме, чуть ли не в открытую подталкивают пайщиков земельных долей к необоснованному бунту, убеждая забрать свои земельные доли у агропредприятия».
Но есть иная правда.
Алексей Волченко, организатором фермерской акции протеста предложил иную картину (Крым. Реалии. 28.03.2016). Он уже одиннадцать лет воюет с агрохолдингом "СК "Октябрь" за свои земли.
"В девяносто втором колхозы раздавали земли и все мы – бывшие колхозники – получили земельные паи и начали работать уже сами на себя. Но паи эти надо было еще оформить. Этим мы занимались в 2001 году, потом в 2005-м и 2008-м. Тогда у колхоза уже новый собственник был, но в первый раз все прошло нормально. Потом нам начали намекать, что больше землю оформлять не стоит. Когда мы оформлялись второй раз, моего отца избили, – рассказывает Волченко, пока мы едем к его дому, – а в третий раз они подожгли родительский дом".
Волченко уверен: за избиением и поджогом стоит агрохолдинг. Уголовные дела тогда завели, но виновных так и не нашли. <…>
Олега Макаревича, главу агрохолдинга, в Старовеличковской знают и боятся. Местные жители считают его причастным к преступлениям, совершенным в станице.
"Мы недавно у Бастрыкина в Москве были. Я рассказал про наши проблемы, рассказал, что у нас дом подожгли. Рассказал, что отца избили жестоко. Бастрыкин возмутился, приехала следственная бригада. Люди были безумно довольны: "Наконец пришел закон на Кубань!". Бригада забрала документы, и до сих пор мы ждем ответа. У нас весь край – одна Кущевка!"
<…>
"Для них главное – чтобы мы не могли на земле работать. Два года не возделываешь землю, поросла она бурьяном, тебе два штрафа административных, а потом и землю изымают, – рассказывает Арис Алиев, у которого соседний с Волченко участок, – а потом все просто – передадут землю агрохолдингу".
"Они (представители агрохолдинга. – РС) предложили свою цену – по 8 тысяч за пай. А пай – это 3,6 гектара", – сетует Людмила Николаевна.
Волченко рассказывает: за последние годы на него и на его отца были заведены уголовные дела, Волченко обвиняли в том, что он пытался устроить незнакомую ему женщину на работу в полицию. Отца – в том, что он подделал полис ОСАГО.
<…>
Местный фермерАндрей Овечкин воюет со своим агрохолдингом "Каневский", который в свою очередь принадлежит концерну "Покровский". Собственником предприятия является бывший полпред Президента по Южному федеральному округу Виктор Казанцев. По словам Овечкина, у них в районе действует другая схема захвата земель – агрохолдинг приобретает компанию-банкрота, которая раньше имела отношение к кооперативной земле, а дальше судится с собственниками фермерских хозяйств.
<…>
Одновременно рейдеры действуют и с помощью силовых методов.
– Мы три года судились с банкротами, а так рьяно отъем земель начался с осени 2015 года. ЧОПы принимают участие, множество охранников, которые работают в агрохолдинге, препятствуют уборке. В том году пытались рейдерски захватить наш урожай – пригнали 13 комбайнов, 30 "КамАЗов", самосвалов, 15 легковых автомобилей, преимущественно "Нива" и "УАЗ". Нам порезали колеса, чтобы мы не могли препятствовать уборке. Не будешь же пешком за комбайном бегать". <…>
Фермер Александр Матвиенко в интервью Rus2Web он рассказывал о другой схеме захвата земли: "Например, есть у нас предприниматель
Роберт Хахалев – он женат на заместителе председателя Совета судей края Елене Хахалевой, а председатель Краснодарского краевого суда Александр Чернов – их родственник. Хахалев заявлял, что он инвестор, якобы хочет поднимать сельское хозяйство. Земля у него, может, и в ходу, но он не платит налоги, а жена его крышует".
Отправиться маршем на Москву фермеры собирались еще в марте 2016 года.
28 марта, из Лабинска в Москву планировали отправиться фермеры девяти территорий Краснодарского края. Главы крестьянских хозяйств подготовили к необычному автопробегу около ста тракторов и оповестили прессу. Жители нескольких станиц и хуторов Лабинского, Тбилисского, Кавказского, Калининского, Новопокровского и других районов Кубани собирали земляков в путь, чтобы те могли рассказать о произволе агрохолдингов и пожаловаться на «карманные суды» (Новая газета. 29.03.2016).
После того, как информация о готовящейся акции появилась в СМИ, фермеры начали отказываться от участия в ней — из-за давления со стороны прокуратуры и районных властей. 24 марта организатор акции, фермер Алексей Волченко при посредничестве представителей Общероссийского народного фронта встретился с замминистра сельского хозяйства РФ Викторией Абрамченко. 27 марта во время встречи представителей ОНФ с фермерами было решено создать рабочую группу, которая должна рассмотреть все жалобы предпринимателей. После этого Волченко объявил об отмене акции.
Однако уже в мае 2016 г. активисты решили вернуться к идее марша на Москву, объясняя это тем, что рабочая группа ничего не в состоянии решить.
17 мая в станице Казанская должен был пройти митинг с запуском воздушного шара, на котором фермеры отправили бы Владимиру Путину «символическое письмо». Акция была сорвана и частично разогнана полицией. После этого Волченко объявил о новом «тракторном пробеге» в июле—августе 2016 года.
Надежда достучаться до высшей власти появилась во время визита на Кубань премьера Медведева, но местные власти организовали контролируемый спектакль «Встреча с народом». «Новая газета» (20.08.2016) так описала неудавшуюся попытку фермеров:
«Во время недавнего визита главы российского правительства Дмитрия Медведева в Краснодарский край местные аграрии пытались прорваться к премьер-министру через оцепление, чтобы рассказать о проблемах кубанских пайщиков и фермеров, о судебных процессах, исход которых в регионе, по их мнению, зависит от связей и должностей сторон, но не от действующих законов. Хотели объяснить, почему станичники называют руководителей агрохолдингов «кровопийцами», и с чем остались на пенсии бывшие механизаторы, комбайнеры, зоотехники.
Увы, участников пикета, стоявших 9 августа вдоль трассы по пути следования федерального начальства с плакатами «Банду — геть!», «Верните нашу землю», убрали с дороги, увезли в отделение полиции и держали там, пока Медведев не уехал из края, сказав напоследок: «Я испытываю чувство гордости от того, как развивается сельское хозяйство. Село трогать не дам». <…> «Людей, не прошедших отбор, бабушек и дедушек к Медведеву не пустили. Кортеж пролетел мимо, — сообщает «Новой» Андрей Сандаков из станицы Новотитаровская».
Вечером 21 августа фермеры из Краснодарского края отправились в Москву, чтобы добиться встречи с федеральными властями. Участники акции собирались добраться до столицы, чтобы «рассказать о коррупции и рейдерских захватах» в регионе. Колонна состоит из 17 тракторов и нескольких десятков машин, на которых едут около 50 фермеров, их сопровождает небольшое количество дальнобойщиков. Днем 22 августа колонну блокировала полиция в Ростовской области.
Их марш возглавил председатель общественного движения «Федеральный сельсовет» уральский фермер Василий Мельниченко, выдвинутый кандидатом в депутаты Госдумы от партии «Зеленые». В интервью Znak.com он заявил, что глава государства должен помочь крестьянам, у которых «отжимают землю». «Мы добиваемся встречи с верховным руководством страны, с президентом Путиным. Недавно в Краснодарском крае был [российский премьер Дмитрий] Медведев. Но никто из крестьян, которые хотели рассказать о проблеме земельных отношений, на встречу с ним не попал. Поэтому мы едем в Москву» (Meduza. 22.08.2016).
«Главная проблема в том, что земля концентрируется в руках крупных агрохолдингов. Бывает так, что в одних руках находится по 500 тыс. га или даже по 800 тыс. га. А фермеры, имея трактор, вынуждены ютиться на 20-30 га. Это несправедливо. Земельный вопрос в России не решен до сих пор. <…> Вообще-то земля должна быть в собственности граждан РФ по единственной причине: после отмены крепостного права 40 лет наши предки выкупали землю. Она полита кровью, миллионы людей погибли за каждый сантиметр этой земли. Надо разобраться, как вообще эта земля оказалась в руках всех этих крупных холдингов? Им отдали ее или где землю просто отобрали? Не может человек иметь 800 тыс. га. <…> Это обман и спекуляция, когда за нашей спиной нашу землю отдают и продают крупным холдингам и иностранцам. <…> На данный момент вместо свободы предпринимательства мы получили абсолютно клановый бизнес. Вместо свободы выбора – наследственную власть (Znak. 22.08.2016).
В Ростовской области с фермерами пытались поговорить вице-губернатор Краснодарского края Андрей Коробка и заместитель полпреда президента в ЮФО Леонид Беляк — но участники акции протеста от беседы отказались, сославшись на то, что полгода назад они сообщали о своих проблемах губернатору, однако они так и остались неразрешенными, поскольку он никак не может отменить принятые судебные решения: это не его полномочия (Коммерсантъ.23.08.2016).
Фермеры считают, что защитить их сможет только Путин. «Мы надеемся на его помощь, должен же человек во что-то верить, но, честно сказать, надежда тает с каждым днем, — говорит Волченко. — Особенно после того, как нас постоянно в Краснодарском крае останавливали. Нам говорят: „Вы не имеете права на своих тракторах до Москвы ехать“. Полпред видит это все и игнорирует, ему по барабану».
(Meduza 19:20, 23.08.2016)
В Ростовской области участники акции кубанских фермеров, которые отправились на тракторах в Москву, были задержаны. Об этом «Медузе» сообщил Николай Маслов, участвующий в пробеге (Meduza. 22.08.2016).
Как пояснил “Ъ” и. о. прокурора Аксайского района Ростовской области Роман Богданов, участники акции проводили митинг, который не был согласован с муниципальными властями: «Фермеры уведомили об акции правительство Ростовской области, но по региональному закону они должны были согласовывать свои действия с каждым муниципалитетом области, а они этого не сделали, чем нарушили закон»
(Коммерсантъ.23.08.2016).
Алексей Волченко заявил «Медузе», что прямо сейчас колонну заблокировали в Ростовской области. «Нас блокировали в поселке Дорожный, возле Ростова-на-Дону. Приехал [заместитель] полпреда [Белов], попытался донести, что хочет помочь, что все порешает — и в судах, и в прокуратуре. Но люди просто встали, начали уходить — надоела эта лапша. Тут налетели сотрудники ДПС, взвод ОМОНа, полицейские от лейтенанта до генерала, автозак, пять уазиков, блокировали нас», — рассказал он (Meduza. 22.08.2016).
По словам Маслова, участников акции задержали, когда они беседовали в кафе с представителями власти. В числе чиновников был заместитель полпреда президента в Южном федеральном округе Леонид Беляк.
«Зашел ОМОН, взял нас в кольцо, полковник в мегафон объявил, что мы здесь проводим какую-то несогласованную акцию. Тогда мы стали выходить, и нас силой запихнули в автобус», — рассказал Маслов. По его словам, задержаны 12 человек (Meduza (, 23 августа 2016).
В конечном счете фермерам ничего не осталось, кроме общения с губернатором, который и без марша все эти проблемы давно знал. Местные СМИ бодро отчитались о встрече:
"Глава региона повторил заверения в готовности к дальнейшему обсуждению этих вопросов и к уделению пристального внимания тем обращениям, которые, по словам аграриев, не получили должного рассмотрения в судах. По словам губернатора, даже десятилетний срок давности некоторых проблем не может быть поводом для отказа от поиска решения.
В сообщении о прошедшей встрече пресс-служба администрации края напомнила и о созданной весной этого года независимой рабочей группе по вопросам соблюдения прав пользователей сельхоз земель. На сегодняшний день прошло уже 12 заседаний. Почти 80 обращений находятся на контроле у группы, объединивший ОФН, Совет по правам человека, краевую общественную палату, ассоциацию фермерских хозяйств, департамент имущественных отношений и представителей фермерства" (Новая Кубань. 23.08.2016).