Исполняется четверть века путчу ГКЧП. Трудно найти какое-либо другое событие российской истории, которое бы так пафосно обсуждалось,
Считаю, что тему августовских событий 1991-го следует рассматривать не сами по себе, не с колокольни того времени, а с позиций современных реалий. С точки зрения авторитарного режима в России, мятежа военных в Турции (хотя ГКЧП не мятеж военных, а выступление части высшей политической элиты).
Существует много мифов в связи с подавление путча.
Один из них, что после августа 91-го наступила демократия. Это не так. Тогда не была полностью разрушена тоталитарная система. Снос памятника Дзержинскому был шагом половинчатым, только для успокоения протеста. Что закончилось тем, что через 8 лет после сноса «железного Феликса» представитель КГБ занял ключевые властные позиции в стране. А необходимо было вообще запретить КГБ, который сохранял реальные рычаги управления. Который стремился к реваншу. И этот реванш состоялся.
Программа ГКЧП фактически реализована сейчас, при правлении Путина. Практически все основные пункты программы путчистов, пусть даже некоторые пока в усеченном виде: это и восстановление СССР, и отмена свободы митингов и манифестаций, введение цензуры на ТВ, однопартийная система, конфронтация с мировым сообществом.
ГКЧП фактически, на нынешнем историческом этапе победил. Приход Путина это победа идей ГКЧП, это есть российский термидорианский переворот. Это реставрация прошлого с некоторыми элементами, характерными для современного этапа истории.
То есть победа над путчистами победа тактическая, кратковременная, а в стратегическом плане при нынешнем авторитарном режиме это победа пошла коту под хвост, стратегически это поражение и откат назад. Это реставрация, хотя на новом историческом этапе.
Поэтому на вопрос, как развивалась бы история, если бы ГКЧП победил, я бы ответил: она ненамного отличалась бы от того, какова нынешняя политическая ситуация. История пошла бы конечно по несколько иному руслу, персоналии были бы конечно другие, но общая тенденция вряд ли изменилась бы. Потому что после смут и революций всегда наступает реставрация. Это закономерность.
ГКЧП проиграл только потому, что он являлся нелегитимным органом, созданным второпьях реакционной верхушкой СССР. Нелегитимность ГКЧП и пожалуй сыграла главную роль в подавлении путча. Нынешние хозяева Кремля учли ошибки Янаева и его пособников и смогли установить диктатуру. Причем пожестче, чем могли бы сделать те. Путин пострашнее Янаева, Крючкова, Пуго и других заговорщиков.
Та легкость, с которой была одержана победа над путчистами в августе 91-го и стала причиной той легкости, с которой Путин установил режим личной власти, диктатуру военно-олигархического класса, отменил многие свободы, втянул Россию в гибридную мировую войну.
Существует романтическое представление о начале 90-х годов как о российской революции. Но она была незавершенной. Революция – это когда есть две консолидированные силы, низы и верхи и низы побеждают. Август 91-го вызван выступлением части элит, расколом власти. И в обществе существовал раскол, как существует и сейчас. Революция это когда на улицу выходят огромное количество людей, миллионы.
Мое мнение, нужно ли отмечать события августа 91-го, считаю, что в данный момент не актуально. Потому что пафос, связанный с ним походит на самоутешение, самоуспокоение, самогипноз, расслабляет и отвлекает от сегодняшней политической борьбы в России.
Анализировать конечно обязательно нужно, но отмечать бессмысленно, потому что победа-то утрачена.