Читаю Книгу Пинхаса Полонского о евреях и христианстве. Многие вещи мне уже были известны, но Полонский собрал очень наглядный материал, подтверждающий простую вещь: все «революционные» положения Учения Христа давно были известны в иудаизме и, собственно из него же были им заимствованы.По сути Христос полемизирует с неким очень примитивным оппонентом, в то время как лучше учителя того времени могли предложить и более гуманистическую доктрину, более продуманную и менее противоречивую.
«...Одной из основ христианской культуры является представление, что христианство- это принципиально новый шаг в этическом развитии человека. Ниже мы постараемся проанализировать, так ли это.
Однако, прежде чем обсуждать различия между этикой иудаизма и этикой христианства, нам следовало бы рассмотреть ряд моментов, в которых они сходятся.
Многие люди, воспитанные в лоне европейской культуры, знакомы с этическим учением иудаизма только по Евангелиям. Вследствие этого у них зачастую создается совершенно неверное представление как о еврейской религии в целом, так и о еврейской этике. Попробуем понять, как это происходит.
1. Иллюзия полемики
Высказывания Иисуса часто имеют полемический характер: он как бы опровергает известное его слушателям учение еврейских мудрецов и предлагает взамен новые этические концепции. Однако на самом деле многие из этих идей уже существовали и были достаточно развиты в иудаизме. Параллели к призывам Иисуса мы находим во множестве в Устной Торе, в Мишне, Талмуде1) и в самой еврейской Библии. Однако у читателя, не знакомого с еврейской традицией, создается впечатление, что Иисус сказал нечто совершенно новое, прежде неизвестное. Вот только несколько характерных примеров.
В Нагорной проповеди Иисус говорит (Матфей 5:27-28):
Вы слышали, что сказано древними: Не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
Полемический характер фразы создает у читателя впечатление (на самом деле совершенно ложное), что иудаизм заботится только о чистоте действий, а христианство - также и о чистоте помыслов. Трудно, однако, предположить, что Иисус предлагает действительно приравнять "вожделение в сердце" к разврату и назначить за мысли о прелюбодеянии то же наказание, которое, по закону Торы, следует за распутство. Скорее он хочет усилить запрет, предостеречь людей даже от малейшего приближения к нарушению заповеди. Однако, такой подход не нов. Иисус использует здесь классический прием иудаизма, с помощью которого Учителя, образно говоря, расширяли и ограждали пространство, примыкающее к пропасти греха, чтобы люди останавливались на дальних подступах к нему. В Притчах Соломона сказано (23:26):
Дай мне, сын мой, сердце твое, и пусть глаза твои видят пути мои. Ибо глубокий ров - блудница, и тесный колодец - чужая жена.
Еврейские законы запрещают мужчине не только вступать в связь с чужой женой, но и просто уединяться с ней и даже внимательно разглядывать любую часть ее тела (См.: Талмуд, трактат Шаббат 64б).
То же самое можно сказать и о другом известном высказывании Иисуса, приведенном далее в Евангелии от Матфея:
Вы слышали, что сказано древними: Не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему пустой человек, подлежит Синедриону, а кто скажет безумный, подлежит геенне огненной (Матфей 5:21-22).
И здесь очевидно, что Иисус не предлагает на самом деле судить того, кто гневается на брата, и не собирается в юридическом смысле приравнять гнев к убийству; он хочет лишь укрепить и усилить заповедь. При этом у человека, не знакомого с иудаизмом, создается впечатление, что запрещение гневаться - нововведение христианства, а древние иудеи знали только запреты на действие (в данном случае - стремление к чистоте помыслов - запрет на убийство). Однако это совершенно не так: в тексте Священного Писания и в поучениях еврейских мудрецов древности постоянно повторяются предостережения против гнева, и не только гнева напрасного (о котором "говорит Иисус), но даже против гнева обоснованного. Существует также строжайший запрет на оскорбление ближнего. В Мишне сказано: Всякий, кто позорит ближнего своего публично, теряет за это свою долю в мире грядущем" (Трактат Авот, 4). Талмуд учит, что гнев - чрезвычайно дурное качество, и человек должен удаляться от него, насколько возможно (Трактат Шаббат, 10б); Всякий гневливый будет наказан: если он был мудрецом- его учение забудется (Трактат Псахим, 113).
Еще одно из поучений Иисуса гласит:
Слышали вы, что сказано древними: не преступай клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои. А я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно- престол Божий; ни землею, потому что она- подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он- город великого Царя (Матфей, 5:33-35).
Это высказывание имеет полемическую форму и, казалось бы, направлено против некоего устаревшего учения; но на самом деле идея, высказанная Иисусом, подробно разрабатывалась в Устной Торе и зафиксирована в Талмуде: нужно стараться обходиться без клятв, если только это возможно. Этот классический еврейский подход детально изложен в основанном на Талмуде законодательном кодексе Маймонида "Мишне Тора".
Многие из известнейших высказываний Иисуса дословно совпадают с классическими текстами иудаизма. Например, такое его поучение (Матфей, 7:1-3): "Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вас будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь?". А вот его классические еврейские аналогии в Мишне: (Трактат Авот 2:4): "Не суди ближнего, пока сам не побывал в его положении"; и еще (Авот 1:6): "Основа жизни: в случае любого сомнения суди ближнего своего в лучшую сторону"; и так же в Талмуде (Бава Батра 15б): "И когда говорили: Вынь щепку из глаза твоего, он говорил им: Сначала вынь бревно из глаза своего". См. также комментарий Талмуда (Бава Батра 60б) на пророка Цефанию (2:1): "Сначала улучши себя, потом улучшай других".
В абсолютном большинстве случаев проповеди Иисуса представляют собой ничто иное, как классический иудаизм, но при этом он облекал свои высказывания в полемически заостренную форму, так что недостаточно знакомый с иудаизмом читатель может воспринять его борцом с той самой этикой иудаизма, на которую он опирался. Вероятно, резкость высказываний Иисуса проистекает из его желания усилить воздействие на слушателей, и сам он, наверное не имел намерения дать своим слушателям искаженное представление о еврейской этике;однако нга практмке это искажённое представление имело место в дальнейшем христианской интерпретации его слов.
2. Фальсификация еврейской этики
Однако порой, споря с учением иудаизма, Евангелия, по-видимому, совершенно сознательно изображают его в неверном свете. Яркий пример- знаменитое высказывание Иисуса (Матфей 5:43-44): "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего иненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших..." Иисус, казалось бы, цитирует здесь "Ветхий Завет", однако нигде - ни в еврейских текстах Библии, ни в высказываниях Мудрецов - мы не находим второй половины цитируемого Евангелием и подчеркнутого нами стиха. Про любовь к ближнему в иудаизме действительно говорится (и немало), а вот про ненависть к врагу- нет. Более того, призыв "ненавидеть врага" совершенно противоречит традиционному учению иудаизма. Тора осуждает вражду, месть и злобу: "Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, а люби ближнего своего, как самого себя" (Левит 19:17-18). А если и случилось так, что у тебя есть враг- старайся отнестить к нему с добром, и если возникли в его жизни проблемы- помоги ему их решить: "Если найдешь быка врага твоего или осла его заблудившимся - должен ты возвратить их ему. И если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, не оставляй его [врага твоего] без помощи, но развьючь осла его вместе с ним" (Исход 23:4-5). И даже про врагов-язычников, египтян, угнетавших евреев сотни лет, талмудический мидраш говорит:
Когда египтяне, погнавшиеся за евреями, тонули в море, ангелы-служители хотели петь хвалебную песнь справедливости Творца. Но Всевышний сказал им: Как! Мои создания тонут в море, а вы хотите петь хвалебную песнь?!
Здесь мы видим не только отсутствие ненависти к врагам, но и прямое осуждение тех, кто радуется гибели врага.2)
Другим примером сознательно неверного изображения иудаизма является широко известное высказывание Иисуса, приведенное в Евангелии от Матфея (5:38-39):
Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.
В этом стихе новая христианская этика решительно противопоставлена старой, иудейской.
Надо сказать, что у очень многих людей представление о христианстве и иудаизме сформировалось именно под влиянием этого стиха. Библейское положение око за око, зуб за зуб в евангельской интерпретации должно свидетельствовать о жестокости, непримиримости, мстительности, которые якобы заложены в основе иудейской этики, в отличие от христианства- учения любви и милосердия. Именно так воспринимают еврейскую религию те, кто знаком с ней лишь по полемическим текстам из Нового Завета3).
Но правда ли, что библейский стих "око за око, зуб за зуб" содержит в себе призыв к неистовому мщению? Ведь мы только что привели другой библейский стих, в котором со всей определенностью сказано: "Не враждуй на брата своего в сердце твоем... не мсти и не храни злобы" (Левит, 19:17-18). Выражение "око за око, зуб за зуб" употреблено в Пятикнижии несколько раз, и всегда - в контексте уголовного законодательства (в том числе применительно к имущественным тяжбам), из которого совершенно ясно, что речь идет не о мести, а о соответствии меры воздаяния тяжести преступления. Поскольку этот стих был дан в Торе, которую христианство тоже признаёт Откровением и словом Бога, то оно должно объяснить, как это Бог говорил такие "жестокие" (якобы" идеи. Объяснение христианства гласит, что такое объяснение пытающееся изобразить христианство "религией прощения" и противопоставить его иудаизму, являющемуся якобы исключительно религией отмщения - является, конечно, совершенно не соответствующим истине. Этика иудаизма базируется на равновесии двух основ - справедливости и милосердия (на уровне взаимоотношения человека с Богом этот же принцип выражается в гармонии и уравновешивании Закона и Благодати. Для мира жизненно необходимы как Справедливость и Заокн, так и Милосердие и Благодать, и лишь одной из этих двух основ мир не может устоять. Иудаизм подчёркивает, что попытка основать мир исключительно на Справедливости и Законе разрушит его, и точно также попытка основать мир исключительно на Милосердии и Благодати тоже послужит его разрушению (т.к. люди не есть ангелы, а иудаизм стремится достичь Царства Божьего в реальном, а не в потустороннем мире). То идейное направление в христианстве, которое пыталось приписать себе новаторство в провозглашении милосердия и благодати - стремилось ограничить иудаизм рамками "религии чистого Закона". Таким образом, оно критиковало не иудаизм, а ту карикатуру, которую оно само же на иудаизм и нарисовало...»