Давно слежу за этой ситуацией, а сегодня появился повод высказаться. Госфильмофонд снова подал в суд на Союзмультфильм! Вот уже который год они не могут решить между собой вопрос о том, кому же принадлежат права на мультфильмы произведённые студией до 1992 года. По сути, речь идёт о золотой коллекции: «Ёжике в тумане», «Чебурашке», «Бременских музыкантах» и многих-многих других известных любому россиянину культовых мультиках. Обе стороны спора являются государственными организациями и у каждой из них своя правда. Госфильмофонд считает, что управление советским наследием для студии — это непрофильная деятельность. Они должны заниматься только производством мультфильмов. Союзмультфильм при этом ссылается на то, что без тех доходов, которые студия получает от реализации прав, она просто не сможет выжить. Это десятки миллионов рублей ежегодно.

Конфликту этому не первый год. А началось всё аж в 2001ом, когда было решено приватизировать крупнейшие отечественные киностудии. Позиция государства тогда была понятная: киноиндустрия в глубоком упадке, студии влачат жалкое существование и в бюджете на их поддержку денег нет, а значит нужно передать их в частные руки. Этим планам не суждено было сбыться. Студии и сегодня продолжают оставаться в собственности государства, но постепенно и Ленфильм, и Свердловскую киностудию, и киностудию имени Горького, и другие киностудии кроме Мосфильма и Союзмультфильма преобразовали в открытые акционерные общества. То есть контрольный пакет у государства, но студии, вроде как, уже частные. В 2008ом году встал вопрос о том, кто должен владеть правами на фильмы из коллекций киностудий. Разумеется, прежде всего, речь шла о советских хитах. Создали специальную структуру — Объединенную государственную киноколлекцию — и передали ей эти самые права.

Таким образом, все киностудии кроме Мосфильма, лишились прав на своё советское наследие. Почему компанию Мосфильму не составил Союзмультфильм — это тайна покрытая мраком. Предполагалось, что ОГК будет делать какие-то отчисления в пользу студий, но на деле этого не происходило. Союзмультфильм лишился основных средств к существованию. О ситуации узнал Путин. В результате ОГК ликвидировали, Союмультфильму вернули права на коллекцию, а права на фильмы других киностудий передали Госфильмофонду.

Вот только Госфильмофонд посчитал, что передача прав Союзмультфильму была незаконной. Союзмультфильм же как ни в чём не бывало продолжает зарабатывать на своём советском наследии. Уже был суд в 2014ом году. Теперь вот снова. Я, честно говоря, не совсем понимаю причину такого упорства со стороны Госфильмофонда. Ведь здесь ситуация совершенно не та, что в случае с Ленфильмом, руководство которого тоже уже который год требует вернуть студии права на золотую классику. Там ответ один: не вернём, потому что Ленфильм теперь — это частная компания, а задача Госфильмофонда — сохранить культурное наследие страны и передавать эту важнейшую функцию в частные руки мы не намерены. Речь, между прочим, идёт о несколько сотнях миллионов рублей в год, которые помогли бы Ленфильму удержаться на плаву. Тогда бы и никакие полуторамиллиардные кредиты от ВТБ не потребовались.

В случае же с Союзмультфильмом эта логика уже не работает, потому что студия является федеральным унитарным государственным предприятием, то есть принадлежит государству на сто процентов. Деньги эти для студии жизненно необходимы. Так зачем же сознательно подталкивать её к банкротству? Вместо того чтобы помогать, вставляют палки в колёса. В прошлый раз для того, чтобы студию наконец-то оставили в покое и вернули ей источник доходов, пришлось вмешиваться лично президенту. Неужели опять придётся подключать тяжёлую артиллерию?

Я в этой ситуации полностью на стороне руководства студии. Для государства нет никакой разницы кто именно будет владеть правами на мультфильмы, а вот для студии это принципиальный вопрос. Я, конечно, не в курсе всех перипетий, но у меня такое чувство, что здесь имеет место межличностный конфликт, который трансформировался в спор двух хозяйствующих субъектов. Может быть, Мединскому пора принять кадровые решения? Тогда, глядишь, конфликт сойдёт на нет и каждый займётся своим делом: Госфильмофонд — сохранением культурного наследия, а Союзмультфильм — созданием мультфильмов.

Обсудить в блоге автора