Почему богател Вятский край в прошлом и мог бы богатеть и в настоящем…
Поскольку эпоха традиционных углеводородов подходит видимо к концу, то хочу еще раз напомнить почтенной публике о том, почему богател Вятский край в прошлом и мог бы успешно богатеть и в настоящем.
В записке, опубликованной в «Трудах Вятского губернского земства» (Вятка, 1870,с.108) председатель Вятского губернского земства Матвей Матвеевич Синцов писал:
«Наша частная инициатива, наша самодеятельность и самопомощь являются не более как пробуждающейся силой, слишком бедной, робкой, несведущей и разрозненной. Для того, чтобы эта сила получила какое-нибудь серьезное значение, нужно обставить ее развитие возможно благоприятными условиями. Возлагать же теперь надежды на частную инициативу, как на исключительный фактор улучшения экономического быта населения, значит заглушить первые побеги нашей самодеятельности и самопомощи на русской почве. Нам нечего бояться чьего-то преобладания или исключительности: напротив наш злой враг всеобщий индиферетизм».
К записке были приложены мероприятия по исследованию хозяйственного быта нуждающихся местностей в связи с исследованием их естественных богатств и мероприятия по экономическому устройству населения – выдача безвозвратных пособий и возвратных беспроцентных и низкопроцентных ссуд.
Наш край был богатым за счет развития грамотно структурированной экономики на базе естественных производительных сил и кооперации. В губернии в дореволюционное время вырабатывалось:
- древесной смолы до 1 000 000 пудов, т.е. до 16 000 тонн, или 200 железнодорожных цистерн по 80 тонн в год (4 цистерны в неделю);
- древесного угля до 2 700 000 пудов, т.е. до 43 200 тонн, или 2 160 вагонов по 20 тонн в год (6-7 вагонов в день).
Чистый сбор продуктовых хлебов и картофеля на душу населения составлял:
- В Вятской губернии – 13,7 пудов.
- В Полтавской губернии – 12,1 пудов.
- В Орловской губернии – 11,6 пудов.
Полтавская губерния считалась в те годы богатейшей в Российской Империи, а Орловский чернозем и сегодня считается одним из лучших в мире.
Вот как эффективно работала вятская сельская промыслово-кредитная кооперация.
Губерния занимала первое место в России по количеству кустарей. Их было более 190.000 человек.
Так, только в области деревообработки по данным на 1910 год в губернии работало 59.872 кустаря. Из них:
столярным промыслом было занято 9.269 человек,
бондарным – 8980 человек,
экипажным – 13.270 человек,
производством плетеных изделий – 2500 человек,
производством изделий из луба, лыка и бересты – 24.852 человека.
Во всех этих видах промыслов губерния занимала первое место в Российской Империи.
Отметим также, что в 1910 году плотность населения в губернии составляла 27,4 человека на квадратную версту, а сегодня она в два раза меньше.
Нетрудно подсчитать, что около 60.000 кустарей, занимающихся деревообработкой, могли, совершенно не напрягаясь, ежедневно готовить для продажи по 1 куб. м. обрезной доски, кроме своей основной работы. А это 60.000 куб. м. , или почти 1000 вагонов в день, то есть 18.000.000 куб. м в год.
Какие заводы и фабрики дадут сегодня такое количество продуктов деревообработки?
А ведь наши кустари делали еще много другой продукции.
В 1920-е годы в Вятке существовал «Вятсмоллессоюз», в структурах которого по всей губернии работало более 60 тысяч человек. Мелкие предприятия (артели) этого союза добывали более 4,5 тыс. тонн только живицы в год (сегодня она практически вообще не добывается, а российские фирмы везут живицу из Чили и Малайзии). Они вырабатывали еще эфирные масла, скипидар и другие продукты. Штат управления союза в городе Вятке составлял всего 24 человека.
Был у нас в те годы еще и «Вятмаслосоюз», который объединял 116 артелей и 44 000 частных молочных хозяйств, в которых работало около 70 000 человек, а управлялся он вятской конторой со штатом в количестве 16 человек.
Найдите сегодня в области хотя бы одно предприятие с таким количеством работников и, особенно, таким малым штатом аппарата управления!
С Мастерскими Учебных Пособий города Вятки работало более 300 семейств вятских кустарей, которые изготавливали, например, знаменитые тачанки, внесшие серьезный вклад в победу Красной Армии в Гражданской войне. Об этом никогда не писали, но именно для расширения производства тачанок и приезжал в Вятку наркомвоен Л.Д. Троцкий. И уж, конечно, не для того, чтобы выступить на митинге.
Отмечу, что Мастерская Учебных Пособий еще в дореволюционные времена изготавливала (по образцам!!!) приборы, разработанные Главной физической обсерваторией России в Пулково, и отправляла их заказчикам, в том числе и зарубежным. Все детали для этих приборов изготавливали местные кустари, а в мастерской их только собирали опытные сборщицы-женщины.
В 1920-е годы, по заказу Наркомпроса РСФСР, Мастерская обеспечивала геодезическими приборами все школы и музеи страны.
Какой завод изготовит вам сегодня сложные приборы по образцам?
Вот и оцените квалификацию инженеров и техников Мастерских!
Эти принципы организации производства давали блестящие экономические результаты. Все кустари работали по патентам семьями и не вели никакого бухучета. Человек сам у себя воровать не будет. Все заработанная семьей кустаря и кооператора прибыль шла в развитие дела. И объемы постоянно наращивались. Организованный Вятским губернским земством кустарный склад обеспечивал отбор и устойчивый сбыт качественной продукции по достойной цене.
И сегодня организация кредитно-промысловых (промышленных) обществ производителей и потребителей может вывести страну из кризиса, создав совершенно новые экономические условия.
Ассоциации кооперативных союзов будут надежным заслоном от бесконтрольного повышения цен там, где их необходимо существенно снижать.
Они позволят создать действительно реальную структуру самоуправления граждан территориями проживания, резко сократить численность аппарата государственного управления, который своими непрофессиональными действиями уже доказал свою полную несостоятельность.
Кроме того, это даст возможность в корне изменить конфигурацию банковского сектора, значительно сократив его за счет банков, которые думают не о развитии территории, а только об извлечении предельных доходов на спекулятивном рынке с использованием их на личное потребление руководства и, только частично, акционеров. Такое положение, кроме всего прочего, является мощным рычагом развития в стране коррупции, которая уже давно существенно превышает все допустимые размеры.
Участие населения в управлении позволит вывести его из состояния анабиоза, что, несомненно, даст толчок к развитию страны по всем направлениям науки, техники, культуры и, как следствие, экономики.
И, самое главное, кооперация не знает границ, что обеспечивает возможность создания международных кооперативов потребителей, а это дает огромные дополнительные возможности за счет развития международного товарообмена.
И в конце статьи хотелось бы отметить то, что всегда тормозило и тормозит наше развитие:
«Злополучные русские города даже от деревень отстающие!
Есть в русском городе что-то мертвое, убивающее всякий прогресс.
Может быть беда в том, что настоящей своей жизнью города никогда не жили, а были только центрами торговли и административными, что в них селились и ими управляли и управляют люди совершенно эгоистической складки, без общественных интересов, погруженные в заботы о единой наживе, чуждые общественности и государственности».
«Городское дело», 1915, №17, с.910-911.
Александр Рашковский, краевед, 31 июля 2016 года.