«Равнодушие есть молчаливая поддержка. В.И. Ульянов». «Свобода народа обеспечена лишь тогда, когда вся власть в государстве принадлежит народу. В.И. Ульянов». Некто разместил на улицах Петрозаводска баннеры с высказываниями подобного содержания. Арендовал наружные рекламные средства. Стоимость проекта составляет не одну сотню тысяч рублей. Всё бы ничего, вот только между началом акции и нынешним днём произошло наиважнейшее событие – 17 июня российский президент Владимир Путин подписал указ о назначении выборов. Они пройдут в Единый день голосования, 18 сентября. В свою очередь это значит, что наружная политическая реклама становится разрешённой только в пределах чётко определённого законом срока, а именно – за 28 дней до дня голосования, то есть не раньше 20 августа.
Значит ли это, что налицо очевидное нарушение закона? Значит ли это, что органы власти, следящие за электоральными процессами и надзирающие за соблюдением общефедеральных законов должны встрепенуться и мгновенно отреагировать? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, надлежит для начала рассмотреть базовое положение, из которого исходит автор этого материала. Является ли цитирование Ульянова-Ленина политической рекламой?
Очевидно, что обращение с уличных плакатов не направлено на самопродвижение создателя Российской социал-демократической рабочей партии. Владимир Ильич мёртв. Его партии в России больше нет, она распущена 99 лет назад. Другими словами, ни Ульянов-Ленин, ни его партия в выборной кампании-2016 участия не принимают и, следовательно, не являются выгодополучателями от активного цитирования на улицах карельской столицы.
Однако … обращает на себя внимание стилизованное изображение серпа и молота – символа, олицетворяющего единство крестьян и рабочих. Начиная со второй половины девятнадцатого века, практически все пролетарские организации используют молот в качестве своего классового символа. При этом только в гербе СССР впервые произошло наложение серпа на молот. Именно с этого времени наблюдается чёткое графическое оформление и закрепление в массовом сознании основного символа коммунистического движения.
Здесь стоит сделать предельно важную оговорку. Говоря о «коммунистическом движении», автор не дифференцирует спектр субъектов политики, которые могут быть отнесены к тем, для кого серпасто-молоткастая эмблема является безусловным идентифицирующим признаком. Интернациональный символ исключительно физического труда «задействован» огромным количеством марксистских движений, левых (в том числе социалистических) партий, общественно-политических ассоциаций, ставящих своей целью защиту интересов угнетаемых трудящихся.
При желании серп с молотом обнаруживаются во всех образцах, характеризующих стилистику сталинской архитектуры, в гербах и флагах множества отечественных городов и районов, и даже в логотипе крупнейшей национальной авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии».
Тем не менее, характеризуя политический характер рекламы, важно конкретизировать совершенно другой аспект. Выступают ли ленинские цитаты в сочетании с серпасто-молоткастой символикой в качестве элементов потребительской или социальной рекламы? Если да, то какой именно? Если нет, то … очевиден крайне неприятный вопрос об источниках финансирования агрессивной уличной «наружки», поскольку ещё ни одному кандидату на выборные должности и ни одному региональному отделению политпартии не разрешено открывать банковский счёт для аккумулирования денежных средств и их последующего распределения.
Заслуживает внимания и потенциальный список интересантов рассматриваемой политической агитации. Для Петрозаводска и Карелии он не такой большой. Во-первых, это Карельское республиканское отделение Коммунистической партии Российской Федерации, первым секретарём которого является Евгений Ульянов (какое трогательное совпадение!). Во-вторых, Карельское республиканское отделение коммунистической партии «Коммунисты России» во главе с первым секретарём комитета Андреем Поляковым. В-третьих, региональное отделение Российской социалистической партии, председатель совета которого Юрий Ловякин недавно направил сообщение в Управление Министерства юстиции РФ в Карелии о сложении с себя полномочий руководителя.
Почему же никто не пытается разобраться в билбордном натиске неизвестных почитателей афористического творчества Владимира Ильича? Почему ни одна из партий-конкурентов не делает заявления, призывающие все политрекламные баннеры демонтировать и немедленно заменить новыми – с указанием об оплате за счёт фонда кандидата и/или поддерживающей его политической силы? Даже если предположить, что «все договорились» и «эта реклама никому не мешает», то почему проверку не инициируют ни Центральная избирательная комиссия РК, ни Прокуратура РК, ни Управление федеральной антимонопольной службы по Карелии? Неужели и здесь «равнодушие есть молчаливая поддержка»?