Мне кажется, что многое началось в ходе подготовки и при проведении московского Чемпионата мира по лёгкой атлетике в августе 2013 года. На дорожке блистали звёзды мировой величины – такие как ямайский спринтер Усэйн Болт. А для заполняемости трибун руководители московских ЖЭКов и ДЭЗов раздавали своим сотрудникам бесплатные семейные билеты. Москвичи и гости столицы как-то не особо интересовались происходящим на истинном празднике спорта. Те же, кто следил за приключениями отечественной королевы спорта, обратили внимание, как один за другим от соревнования отказывались российские спортсмены, которые ещё вчера так стремились выполнить квалификационные показатели и получить право представлять страну на первом домашнем чемпионате. В профессиональном сообществе сразу пошли разговоры, что «боятся попасться» (но всё равно «потом поймают»). Все красивые слова о важности выступления в пост-лондонском цикле дезавуировались. Их просто переставали произносить с экранов телевизоров и со страниц общефедеральных СМИ.
Для подавляющего большинства чиновников Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) наблюдаемое во Всероссийской федерации лёгкой атлетики стало открытием. Однако дискурс спортивных мегасобытий предписывал обращать внимание в первую очередь на строительство новых спортивных сооружений, национальные программы развития спорта и физической культуры, разворованные бюджеты, сопутствующие экологические проблемы. Со всем этим на московском чемпионате дела представлялись прекрасно. Новые сооружения построены не были, а спорткомплекс «Лужники» сразу после завершения чемпионата закрывался на модернизацию «под футбольное первенство 2018 года». Не было срублено ни одно дерево. Бюджет на подготовку мирового чемпионата был весьма скромным, и, что не менее важно, ни одного уголовного дела в отношении «сопутствующих» коррупционеров, мздоимцев и воров возбуждено не было. В медальном зачёте, по которому так любят позиционироваться россияне, все было замечательно. Первое место и семь золотых медалей, США и Ямайка – по шесть.
После афинского, пекинского и лондонского олимпийских провалов успех легкоатлетов в Москве дал чувство острой, подлинной гордости за страну. Ровно за полгода до Зимних игр в Сочи пришло ощущение правильности многих вещей. Зрителю, болеющему перед телевизионным экраном или компьютерным монитором, в момент победного финиша спортсмена в бело-сине-красной форме нет дела до замысловатых химических формул и анализов мочи в запаянных пробирках. Отложенные на долгие месяцы неловкость и стыд не актуализируются в счастливые секунды подъёма на мировой пьедестал. Ведь спортивная победа – замечательный символ для всех, кто истосковался по уважению.
Когда российским телезрителям стали рассказывать о том, что победа-то была незаслуженной, что спортсмены победили, так как нехорошие доктора и тренеры их накачали допингом, что это были жульничество и очередная ложь, то на самом деле нечто фундаментальное стало происходить в тектонике властно-общественных отношений.
Конечно, в условиях международных санкций так ненапряжно констатировать, что дескать наказывают спортсменов только «по причине того, что они россияне». Но ведь при этом Следственный комитет России возбудил несколько уголовных дел, президент Владимир Путин осудил использование допинга, а многие спортсмены признались, что не удивлены получить «положительные результаты проб» и готовы к дисквалификации. Значит, нехорошие доктора и тренеры, а с ними, естественно, сами спортсмены соглашались на то, чтобы подделывать, врать и укрывать не только во имя исполнения гимна на церемонии вручения наград, но и для того, чтобы обмануть всех нас, тех, кто верил, надеялся и ждал, кто искренне переживал, болел и радовался.
Три года назад мы так хотели гордиться своей страной, и ведь гордились! А сейчас власть призывает общество оправдывать спортсменов, хотя должно быть наоборот. Сейчас нет экспертных расследований, нет публичного порицания. Никто не стремится разорвать порочный замкнутый круг. Никто не хочет стать изгоем системы. И именно поэтому победительница того самого московского чемпионата Елена Исинбаева так зло бросает: «Пусть все эти псевдо-чистые иностранные спортсмены выдохнут с облегчением». Почему она предлагает нам поверить такой же лжи, которая, как оказалось, была в Лужниках в 2013-ом?