О кадровом дефиците в системе школьного образования говорят уже много лет: молодёжь сюда не стремится, средний возраст педагогов 53 года, очень мало мужчин. Но почти всё, что предпринимает власть для снятия проблемы, имеет либо мизерные масштабы (вроде строительства служебного жилья), либо имитирует активность на данном направлении. 

Вот, оказывается, в стране запущен проект "Учитель - для России", который нацелен на то, чтобы привлечь выпускников непедагогических вузов в школы. Требований немного: надо иметь средний балл в дипломе не ниже "4" и владеть одним иностранным языком. Участников программы – 40 (!). Помимо стандартной зарплаты они получают специальную стипендию 20 000 руб. в месяц, а также компенсацию расходов на аренду жилья и транспорт до 15 000 рублей в месяц либо бесплатное жилье от администрации региона. "Чтоб я так жил!", - восклицает опытный учитель.

А сколько выпускников педагогических факультетов минуют школы? Почему их не привлекают? Нет, конечно, что-то делается: у школ появилась возможность заключать договоры о целевом обучении будущих педагогов в вузе; давно существует практика так называемых «подъёмных» выплат молодым специалистам и др. Но надо признать, что все усилия по повышению привлекательности учительской профессии малорезультативны. Материальные блага, безусловно, очень важно, но в школе далеко не всё. 

Отпугивает молодёжь не только низкая заработная плата, а ощущаемая в воздухе позиция чиновников, направленная на постоянную интенсификацию учительского труда, эксплуатацию учителя, да ещё с беспрестанным ханжеским подзуживанием о «жертвенности» его работы. Мол, если ты пришёл в школу, то должен соглашаться на нищенские оклады, обилие дополнительных и обременительных обязанностей, привлечение к бесплатному труду, унижения со стороны начальства, скандальных родителей и безнаказанных школьных хулиганов. 

Сложилась парадоксальная ситуация, когда все, кому не лень, учат педагогов работать и читают им нравоучения. Если в других отраслях, нет-нет, да чувствуется забота ведомств о подчинённых, то в системе образования при возникновении конфликтных, спорных ситуаций руководство чаще стремится не защищать педагога, а устроить ему дополнительную взбучку, а то и быстренько уволить в угоду «обиженным». По мнению многих высоких начальственных лиц, учитель, прежде всего, не должен доставлять им хлопот: быть послушным, беспрекословно выполнять все указы и приказы, говорить только то, что всем нравится, в ином случае молчать и делать многозначительную мину, по которой не догадаться об истинных мыслях. 

Беззащитность, бесправие и униженность положения школьного учителя возникли не спонтанно. Это была стратегическая линия образовательной реформы по превращению школьного образования из ценности в услугу. Учитель сегодня воспринимается в обществе как, к примеру, цирюльник. На этом фоне все прочие потуги по искусственному повышению авторитета его труда выглядят смехотворными. Чего стоит один только разработанный «Профессиональный стандарт педагога», планируемый к внедрению с 2017г. У нас на 1 сентября по региону бывало до 1000 вакансий. Какой стандарт, рисующий из учителя не человека - святого? Точнее, святого угодника. Закрыть бы ведение часов хоть кем-нибудь.

Никакие пафосные слова не смогут завуалировать отношение, проявляющееся в делах. Это и недавно состоявшаяся попытка отменить льготы по компенсации коммунальных расходов педагогам на селе. Буквально прыжки через голову, чтобы натянуть показатели по среднестатистической зарплате. Это современная процедура экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ), пропитанная духом недоверия к школе. Возможность обязать учителей русского языка и математики накануне итоговой аттестации, когда нервы на пределе и времени катастрофически не хватает, пройти тесты на «профпригодность» под прицелом видеокамер. Это формализм при присвоении квалификационных категорий. И перечень можно продолжать. 

В то же время в последние годы всё-таки наметилась тенденция прихода в школу ярких, талантливых молодых людей. Пока это не сильный поток, но он крепнет. Видимо, как организм находит в себе силы справляться с недугом порою без лекарств и вопреки лечению, так и в обществе имеется иммунитет против деградации и распада. Новое поколение педагогов приходит в школы не приспосабливаться к существующему положению вещей. Для многих молодых специалистов характерны лидерская позиция, творческий подход к делу, желание бороться с недостатками системы и поиск нестандартных путей решения проблем. Такой молодёжи, к счастью, в школах опять становится всё больше.

Оригинал