Признаюсь, никогда не видел вживую депутата Госдумы от Марий Эл Ларису Николаевну Яковлеву. И не стремился. Не думаю, что ей есть, что мне сказать. Лидер ее партии уже все за нее высказал: «Денег нет! Но вы держитесь…». Мне тоже сказать ей нечего – с деньгами, и правда, беда, помочь я ей не могу. После крымского признания Медведева единороссам все сложнее находить аргументы для своего общения с избирателями.
Но скоро выборы, и искать новые слова и методы работы с электоратом приходится. Позвонил давний деловой партнер из Ильпанур Параньгинского района. Раньше за моими услугами он обращался раз в неделю, потом – раз в месяц. Теперь – редко, от случая к случаю. Обсудили свои грустные дела, заодно он рассказал, как 12 июля их деревню с предвыборным визитом посетила Лариса Яковлева. Перескажу его слова, опуская нецензурные выражения.
Перед приездом высокой гостьи в деревне разрекламировали прибытие с ней «поезда здоровья». Поездом оказался приезд пятерых врачей из районной больницы и республиканской клиники. В течение дня прием велся в здании нового ФАПа. Сам ФАП – всего лишь помещение, без каких-либо медицинских приборов. По словам рассказчика, раньше в деревенском медпункте было больше оборудования, чем во вновь построенном ФАПе – чуде XXI века. Прием врачей являлся унылым зрелищем – пригнанные по обязаловке специалисты торопливо осматривали страждущих. Главная рекомендация – посетить районную или республиканскую клинику. При этом отмечалось, что в районную больницу, собственно, смысла ехать нет. Она уже настолько «оптимизирована», что в ней уже не стало врачей самых востребованных специализаций. Нет, например, хирурга. Как нет и самого хирургического отделения. Я представил себе больницу без хирурга: получилась такая ветхая хибара, посреди которой сидит на корточках попечитель богоугодных заведений Земляника и плачет – воровать больше нечего, а пятерых детей кормить надо…
Доехать до врачей в Йошкар-Олу или в соседний Сернур тоже проблематично. Автобусное сообщение нарушено, дороги - … (обсценная лексика). Мой собеседник рассказал, что давно уже не выезжает на своем автомобиле в Йошкар-Олу один – обязательно набивается полная машина знакомых, которые не имеют личного проходимого автомобиля, а посетить столицу просто необходимо. На общественный транспорт уже давно никто не надеется.
Пока шел прием граждан врачами, Яковлева устроила встречу народа с депутатом Госдумы. Как ветеран депутатского движения, бодро отчитывалась о достижениях партии власти в целом и своих личных в частности. Я представил, каково было сельчанам слушать о том, как жить за годы депутатства Яковлевой стало лучше, жить стало веселее… Бр-р-р! И как же взрослые люди, отягощенные высшим образованием, могут кидать в народ эту жвачку для ушей о необходимости сделать то-то, углубить это-то, обратить внимание на то, что уже почти, а когда совсем приспичит, то сразу все в едином порыве, но только все вместе, в общем строю, и под мудрым руководством?.. Собственно, о чем вещала ильпанурцам Яковлева, можно не отрываясь смотреть по марийскому телевидению. Я, лично, пас. Меня все эти «надо сделать так, чтобы…» уже достали. Я и без Яковлевой знаю, как должно быть. Я не знаю, почему это не делается.
Как дошло до конкретных вопросов, депутат ожидаемо «поплыла». Работающий пенсионер спросил, почему не индексируется пенсия его категории пенсионеров. Яковлева отправила его обращаться в пенсионный фонд. Будто не сама голосовала за закон об отмене индексаций. Старушка спросила, когда государство поможет «детям войны». Ответ так никто и не понял, что не удивительно: сама Яковлева вместе с Единой Россией и закрывала вопрос господдержки «детей войны». Сельчане пожаловались на отсутствие врачей – стены ФАПа, мол, не лечат. Яковлева гордо сообщила, что вот она какая молодец, привезла «поезд здоровья». На что раздался ропот – лечиться людям надо не раз в пять лет, а каждодневно…
Прервал я своего товарища – и так настроения нет, зачем еще портить. Ну нет у меня интереса к Яковлевой, хоть тресни, как нет и вопросов к ней. Кроме, пожалуй, одного: она хотя бы оплатила из своей 420-тысячной зарплаты «субботник» врачей в Ильпануре, или это был добровольный бескорыстный порыв избежавших оптимизации членов «Единой России»?