В Турции осуществлена попытка государственного переворота в Турции.
Для Турции подобное не является чем-то необычным. История этой страны знает много примеров насильственной смены власти. Например, захват власти военными в 1960-м году и казнь свергнутого премьер-министра Мендереса. Перед Первой мировой войной приход младотурок, а в 19-м веке смут было побольше.
Нынешняя вызвана притеснениями властями военных с приходом Эрдогана в 2003-м году. В течение более полувека реальными хозяевами Турции были военные. Которые всегда являлись гарантами светского пути развития страны. Но при Эрдогане они были оттеснены от реального управления и стали подвергаться репрессиям, сотни генералом и высших офицеров приговорены к длительным срокам, зачастую по надуманным обвинениям. В ответ армия подняла мятеж.
Одна из главных причин того, почему в Турции очень часты государственные перевороты это геополитическое положение страны. Она находится на стыке разных систем, западной демократии и восточной деспотии. Турция не является ни тем, ни другим. Вбирает в себя гибрид демократии с авторитаризмом. Это создает противоречия, которые выливается в то, что мы наблюдаем.
Надо сказать, что и Россия как и Турция – страна на стыке цивилизаций, между демократией и авторитаризмом. И также находится в зоне риска.
Разница лишь в том, что смены власти в Турции, государственные перевороты происходили гораздо чаще, чем в России, но они были менее кровопролитны. Но в России революции вспыхивали реже, но по жестокости превосходили все аналоги в мире.
А может ли подобное произойти в России? Боюсь, что это неизбежно. Но только не сегодня-завтра. Когда ослабление центра достигнет некоего уровня, накопится потенциал недовольства внизу.
Сказать, что турецкого президента Реджепа Эрдогана народ поддержал, я бы такое не стал утверждать. Мятеж провалился, потому что турецкая армия ослаблена репрессиями. А европейские политики приняли сторону победителя.
А если бы аналогичная ситуация возникла в России? Вышел бы народ на улицу в поддержку Путина? Уверен: нет. Народ вышел бы против него. Разница в том, что в Турции власть избрана народом на честных выборах, при всех изъянах, а в России результаты голосования фальсифицируются, а недовольные подвергаются репрессиям. Мнение народа игнорируется. Хотя и в Турции проблемы с правами человека.
Кто выигрывает от попытка госпереворота? Конечно, сливки достанутся России Путина. Теперь можно злорадствовать. Добиться крупных уступок, а может сдачи позиций. Расчет на то, что Турция, увязшая во внутренних проблемах, не будет мешать путинской военщине в агрессии в Сирии. Надеяться вбить клин между Турцией Эрдогана и НАТО. В идеале вывести эту страну из блока.
Политическая система России Путина внутренне слабее, чем система Турции Эрдогана. Путину продлевает политическую жизнь только лишь пассивность народа, иначе его давно бы не было на вершине политического Олимпа.
Да и сам Эрдоган мог бы пасть, если бы не поддержка союзников по НАТО. А кто будет спасать Путина в критический момент? Нет таких. Если бы он оказался в ситуации турецкого президента, уверен, ни партия «Единая Россия", ни Общероссийский народный фронт не стали бы его защищать, отвернулись бы, как только под Путиным закачалось кресло. Как почти сто лет назад придворные отвернулись от царя.
Поэтому не понимаю злорадства в Кремле и околокремлевских кругах. Режим Путина внутренне слабее и хрупче, чем Эрдогана. А Турция несмотря на частые перевороты, никогда не знала ни 1917-го, ни 1991-го года. А это более всего важно.
Ошибка Эрдогана в том, что слишком подражает Путину, пытается быть на него похожим, стремится к абсолютной власти. Это ошибка. Не надо иметь никаких дел с российским диктатором.
Эрдоган – исторически обреченный лидер. Как и Путин. Он 13 лет бессменно находится у власти, а Путин – вообще 17 лет. Это уходящие фигуры. Даже если удастся подавить мятеж, положение улучшится ненадолго. Внезапность мятежа говорит о шаткости системы.
Как исправить положение? Необходимо провести новые выборы. На которых Эрдоган не должен участвовать. Он источник недовольства. Как и Путин в России. Если придут военные, думаю, для Турции будет лучше.
Эти два лидера, Путин и Эрдоган – исторически обреченные фигуры. Их время прошло. Их нахождение у власти приводит к одним негативным последствиям. Рано или поздно проиграют. Победить могут только временно, но исторически уже проиграли. Загнать страну в средневековье и править методами прошлых веков – это дорого обойдется этим странам.
Подчеркну, Россия Путина гораздо хуже, чем Турция Эрдогана. Путин – более страшный диктатор.
Тем не менее и Эрдоган ужасен. Нельзя исключить и такую версию, попытка переворота была срежиссирована. Очень нелепо все это произошло. Участвовали только ВВС. Причем тот летчик, сбивший российский Су-25 тоже в числе заговорщиков. Ощущение, что намеренно. Эрдоган сейчас как бы очистился перед Путиным: не я дескать сбил, а один из мятежников. Так что шанс снова стать лучшим другом Путина.
Тут же обострились отношения Турции с Западом, в первую очередь с США. Можно сказать, победа Путина.
Эрдоган получил прекрасный повод укрепить режим личной власти, начав новые репрессии, еще более жестокие, против военных. Возможно в стиле Сталина, массовые. По сути обезглавив армию.
Репрессии коснутся наверняка и против всех противников диктатуры, против демократических сил. Что должен сделать Запад в этой ситуации? Я считаю, что реакция должна быть жесткой. Истеблишменту НАТО следует поставить вопрос об исключении Турции из этой организации. Или части истеблишмента. Взамен включить в НАТО другие, более достойные страны, Финляндию, Швецию, Черногорию.
Вот тогда Эрдоган задумается. Т.к. выход из НАТО это конец. Турция превратится в объект агрессивный поползновений путинской империи. Турция и Россия никогда не были и не могут стать друзьями. Это вековечные враги. Российские имперские круги во все века мечтали вернуть Константинополь с проливами и получить выход в Средиземное море. Путин с Эрдоганом тоже не были друзьями, отношения между ними это игры двух диктаторов.
Без НАТО Турция прекратит свое существование. Эрдоган этого не может не понимать. Поэтому костьми ляжет, чтобы держаться за членство в военном союзе. Западная демократия должна жестко сказать ему, или ты прекращаешь репрессии, или исключаем Турцию из НАТО.