В блогтур, организованный российским отделением "Гринпис" и журналом "7Х7", посвященный проблемам нефтяных разливов, я попал совершенно случайно. Сами можете оценить, какова вероятность того, что я краем глаза увидел одно короткое уведомление, промелькнувшее в ленте Твиттера, если каждый день там пробегает несколько тысяч записей. Но я его увидел, зацепившись за фразу "нефтяные разливы" (вызывающую яркие воспоминания о гигантских пятнах нефти в Мексиканском заливе или российском севере, в которых гибнет все живое), кликнул по ссылке, прочитал условия и, не раздумывая, отправил заявку, особо не надеясь на удачу. Уж очень заманчиво было хотя бы на пару дней вырваться из душной и бессмысленной омской суеты в край, где ни разу я не был, в формате, о котором я только слышал, который мягко критиковал, но в котором сам ни разу не участвовал.

Прошло сколько-то дней, вполне достаточно для того, чтобы я забыл об этой истории и чтобы впечатление при получении письма от "команды 7Х7" стало максимально ярким:
 

Уважаемый Виктор Владимирович, благодарим вас за то, что подали заявку на участие в совместном блог-туре интернет-журнала «7x7» и Гринпис-Россия в город Усинск на территорию нефтяных промыслов.

С радостью сообщаем вам, что вы прошли процедуру отбора, и мы будем рады организовать вашу поездку.


Меня, правда, совсем не обрадовала рекомендация везти с собой куртку, накомарник и резиновые сапоги с как можно более высокими голенищами. Но после дополнительных консультаций, изучения прогноза погоды и изрядных переживаний в связи с планированием столь решительного прыжка из комфорта в неизвестность, я собрался с силами, собрал небольшой рюкзачок (накомарник я таки в него положил, но он ни разу не пригодился, вместо сапог вполне сгодились кеды, а куртку заменили пара футболок, легкая ветровка и одноразовый полиэтиленовый плащ), пополнил баланс телефона и смартфона, распечатал маршрутные квитанции, прошел электронную регистрацию на первую часть перелета по маршруту "Омск-Москва-Усинск" и отправился в путь.

Трансфер


В 15:00 я вышел из дома, дошел до улицы Нефтезаводской, на остановке "площадь им. Лицкевича" сел на маршрутку и в 16:09 местного подошел к аэропорту в Омске…

в 20:25 сделал дежурное фото в аэропорту "Домодедово"…

в 23:30 местного приземлился в аэропорту Усинска…

Около часа ночи удалось уснуть, несмотря на заполярное солнце, нещадно слепившее сквозь прозрачные занавески. В 8:52 сфотографировал вид из окна гостиницы на перекресток улицы Пионерской, лежащей на восточном краю города, с главной усинской улицей Нефтяников

в 9:12 быстрым шагом прошел мимо офиса регионообразующей компании Лукойл…

в 9:25 все участники блогтура собрались на вводную лекцию о проблеме нефтяных разливов

а через два часа мы уже мчались на двух машинах в сторону Усинского месторождения.

Введение


Во вступительной лекции-презентации руководитель программы "Гринпис России" Василий Яблоков обстоятельно рассказал о проблеме нефтяных разливов вообще и о том, как с этим обстоят дела в России, в частности. Дела обстоят, мягко говоря, не очень. Нефтяные компании, вопреки социально-экологическим декларациям, мало заинтересованы в надежном контроле утечек нефти, а ущерб от разливов устраняют далеко не всегда и далеко не в полном объеме. Единственным более-менее эффективным инструментом, с помощью которого можно заставить их делать это более оперативно и более тщательно, является природоохранное законодательство, предусматривающее серьезные штрафы и даже уголовную ответственность за экологический ущерб и, особенно, создание пожароопасных ситуаций в лесах. "Гринпис" внедрил современную технологию мониторинга нефтяных разливов с использованием космических снимков высокого разрешения, дополненную непосредственной верификацией на местности. Первый день блог-тура был чем-то вроде мастер-класса по практическому использованию этой технологии. Подробнее о проблеме нефтяных разливов см. в одноименном материале на сайте "Гринпис России".

Со спутника месторождение выглядит как многокилометровая желтовато-песчаная сеточка, накинутая на зеленые участки болотистой местности.

Линии этой сетки — это реальные песчаные трассы, проложенные вдоль трубопроводов для удобства их обслуживания.

Это карта-схема знаменитого "Списка Гринпис" из более 200 точек нефтяных разливов, обнаруженных в результате экспедиции "Нефтяной патруль", проведенной в августе 2014 года в районе Усинского, Возейского и Харьягинского месторождений.

А это участок той же карты, на котором отмечены точки, обследованные нами в ходе блог-тура 6 июля 2016 года.

Участок №1


Первая точка из "Списка Гринпис" наглядно демонстрирует отношение нефтяников к этой проблеме.

Блогеры выбирают лучшие ракурсы для съемки.

За два года с момента обнаружения разлива ничего не сделано.


Возвращаемся на песчаную дорогу и движемся к участку №2…

Прямо на середине дороги натыкаемся на свежие следы медведя!..

Ну ладно, не медведя, а крупного медвежонка. Но все равно немного страшно. Страшно и любопытно.

Участок №2


Тут, похоже, разлилось изрядно. И задвижку пытались закрыть, приварив огромный железный штырь.

На фоне разлива снимают блогеры.

Каждый блогер желает знать, как выглядит нефтяной разлив.

Главный по нефтяным разливам Василий Яблоков демонстрирует жуткую реальность.

У нефти — очень высокая отражательная способность.

Смешались в кучу разливы и природа.

А природа без нефти — страсть как хороша! (эти чудные белые цветочки, которыми усыпаны нефтяные разливы, называются "Пушица влагалищная". Правда-правда!)

Некоторые участки оказались доступны только пешим ходом. Впереди колонны — московский корреспондент газеты "Гардиан" Алек Лун. 

Участок №3


Не смог отказаться от фото на фоне протекающей скважины Лукойла в футболке Омского нефтезавода.

Иван-чай — растение-пионер, поэтому его присутствие на участках добычи нефти и нефтяных разливов вполне логично. Ну и инфернальную эстетику никто не отменял.

Блогеры ищут жыр…

Тут, вроде бы, и особого ущерба природе пока нет. Но нефть течет…

Нефть течет весьма колоритно. И никого это особо не беспокоит.

Участок №4


Василий оценивает состояние "рекультивированного" разлива.

Я первый раз в жизни ходил по настоящим болотным кочкам, первый раз видел живьем заросли морошки и карликовой березы и первый раз помог вытащить человека, сошедшего с тропы и почти по пояс провалившегося в настоящую трясину!

Некоторые болотные линзы по снимкам из космоса сложно отличить от нефтяных разливов (и на это не раз указывали начальники Лукойла), но при непосредственном контакте все точки над i расставляются быстро.

Участок №5


Главный по разливам проводит рекогносцировку и дает вводную об участке, на котором проводились самые масштабные работы по ликвидации последствий разлива и на котором, по уверению руководства Лукойл-Коми и Росприроднадзора, завершены работы по рекультивации.

Участники экипируются по максимуму, а я ограничился нанесением антикомариной мази, не стал даже надевать штаны и куртку и до самого конца маршрута не дошел, не рискнув мочить и пачкать кеды.

На первый взгляд — обычное лесное болотце или заболоченный ручей.

Чуть присмотревшись, легко обнаружить огромную маслянистую пленку на поверхности,..

а пройдя чуть дальше, натыкаемся на траншеи, полные нефти (вперемешку с водой, конечно, но нефти очень-очень много).

Брошенная кем-то и успевшая изрядно проржаветь лопата напоминает об операции, которая тут проводилась в прошлом году.

Стволы деревьев, на пару метров вымазанные нефтью, дают представление о масштабах экологической катастрофы,.. 

Фото © Василий Яблоков, 2016

а их побелка известью — о привычной "логике абсурда", которой руководствуются в России ответственные-безответственные лица.

Участки №6-7


Указателем пути на следующий участок послужила несчастная уточка, как будто специально вымазанная нефтью и подброшенная кем-то на обочину. Нет, конечно, такие трагедии — абсолютно логичное следствие нефтяных разливов, которые утки путают с болотцами, плюхаются в них слету и неизбежно погибают, если их тут же не очистить и не отмыть специальными чистящими средствами.

Кроме нефтепроводов, тут повсюду протянуты и водоводы, а кроме нефтяных разливов, появляются и утечки и разливы скважинной жидкости, которая представляет еще большую опасность для всего живого.

Совсем недалеко от этого ручья мы наткнулись на утиный выводок, а на этом его участке уже опасно долго находиться из-за ядовитых испарений.

Огромная куча песка явно свидетельствовала о попытках локализовать или закамуфлировать последствия разлива нефти, но задача осталась невыполненной: или из-за обычной несогласованности и неисполнительности, или вовремя сообразили, что засыпав разлив нефти в этом месте и перекрыв русло ручья, можно получить еще более неприятные последствия.

Участок №8


Этот участок оказался самым зрелищным. И стал поводом перепалки между Василием Яблоковым, назвавшим его "резервуаром с нефтью", и зам.гендиректора Лукойл-Коми Сергеем Макаровым, сильно удивившимся этому термину, т.к. резервуар у него ассоциируется с некой металлической емкостью... Но нет, это был (и есть) реальный огромный резервуар, или даже небольшое озеро диаметром около ста метров, наполненное нефтью.

Видно, что это нефтяное озеро тоже пытались локализовать, поджать и, может быть, даже засыпать песком,..

но сходу не получилось, и оно продолжает отравлять воздух, почву, грунтовые воды.

А по периметру натыканы палки с ленточками, усиливающими ассоциации со "Сталкером" и "Пикником на обочине".

Так этот участок выглядит на Яндекс.картах:

Участок №9


На последнем из плановых участков нашей экспедиции видимых разливов нефти нет, и он выглядит как присыпанный нефтяной амбар…

Но даже при поверхностном сравнении его с фотографиями, сделанными два года назад, легко убедиться в том, что на самом деле этот разлив просто засыпали толстым слоем песка,..

а в ста метрах за этим местом обнаружился свежий разлив, тоже со следами попыток перекапывания нефти с грунтом и песком.

Прим.: я туда тоже не полез без сапог, поэтому ставлю © фотку журнала 7Х7

Рядом — работающая скважина с небольшой лужицей нефти, которая натекла, несмотря на заботливо намотанную на трубу тряпочку…

Лукойловские нефтяники такие суровые, что информационные таблички делают из толстого железа, нанося буквы газосваркой. СКВ 77 УС, видимо, означает "Скважина №77 Усинского месторождения".

Поднявшись на бортик вокруг этого участка, мы увидели жуткую картину недобросовестной "рекультивации" последствий масштабного нефтяного разлива. Вся эта болотистая местность через несколько лет, конечно, зарастет травой, покроется кочками, но нефть останется, будет просачиваться сквозь почву, разноситься ручьями и грунтовыми водами…

Это единственный участок, который эксперт "Гринпис России" признал более-менее приемлемым примером надлежащей рекультивации. Тут реально вывезли (правда, неизвестно точно, куда именно) весь испачканный нефтью грунт, привезли чистый, вскопали и засеяли овсом. Если бы все нефтяные разливы своевременно устраняли и рекультивировали таким способом, ущерб природе был бы сведен к минимуму.

На обратном пути в Усинск все были вымотаны и торопились побыстрее отдохнуть, но когда я попросил притормозить, чтобы запечатлеть боны на реке Колве, никто не возражал, а моему примеру последовало еще несколько человек.

Боны протянуты через всю реку и должны, по идее, непрерывно улавливать всю нефть, текущую по поверхности.

Красавица Колва — редкая в северном полушарии крупная река, исток которой расположен недалеко от Северного Ледовитого океана. Она течет на юг и недалеко от Усинска впадает в Усу, которая чуть дальше впадает в знаменитую Печору. Когда-то это были самые рыбные места европейского севера России. А теперь тут почти непрерывно течет нефть…

Если найду время, попробую сделать отдельный пост о втором дне нашего блог-тура, во время которого мы совершили экспедицию в деревню Колву, стоящую на одноименной реке, которая с коми переводится как "рыбная река" и которую теперь чаще называют нефтяной рекой (не знаю, как это будет на коми), и пообщались с местными жителями и гражданскими активистами, а в завершение встретились с топ-менеджерами компании Лукойл-Коми, отвечающими за экологию и за связи с общественностью.

Все мои фотографии из блог-тура as is выложены в альбоме в Фейсбуке "Усинск — город-на-нефти". Их можно использовать свободно с обязательной ссылкой на автора.

Рекомендую также посмотреть свежие публикации моих коллег по этому мероприятию: Екатерины Снигур aka katarinasnigurИвана ИвановаИвана ФокинаДмитрия МелёхинаВасилия ЯблоковаЕлены СоловьевойАлека Луна, Глеба Пайкачева, Елены Сакирко и др.

Оригинал